Эта статья вышла в журнале C'T №5 за 2008 год
под названием "Полиграфический аналог".
Про компьютерные ЖК мониторы на матрице S-IPS можно сказать, что они "широко известны в узких кругах". Эти мониторы не приживаются в супермаркетах электроники, да и специализированные компьютерные магазины не часто выставляют их на полке - поэтому массовый покупатель про S-IPS не знает. Но именно эти мониторы занимают первые места в рейтингах качественного компьютерного оборудования.
Аббревиатура S-IPS означает Super In-Plane Switching. Судя по
доступным описаниям, в этих матрицах применяется метод двойной
поляризации света в жидких кристаллах (ЖК). Технологии группы TN
(Twisted Nematic) основаны на повороте угла поляризации света в
"скрученных" ЖК, а технологии группы VA (Vertical Alignment) - на
повороте ЖК в вертикальной плоскости.
|
Надо сказать, что мониторы на матрице S-IPS не отличаются выдающимися паспортными характеристиками. По большинству заявленных параметров они уступают популярным мониторам на матрице TN-Film, при этом стоят, как минимум, вдвое дороже. Вдобавок, выбор форматов S-IPS ограничен, а из числа их производителей на российском рынке сколько-нибудь широко представлен один только NEC. Как же так получается, что мониторы со скромными заявленными характеристиками, высокой ценой и узким модельным рядом так высоко ценятся специалистами?
Часть ответа заключается в самом слове "заявленные". Так уж повелось, что на рынке потребительских мониторов не особенно церемонятся с цифрами. Каждый производитель выставляет их, оглядываясь на конкурентов. И если кто-то написал углы обзора 170x170, то и все остальные пишут то же самое. На самом деле угол обзора по вертикали может быть в два раза меньше, а как они там намерили 170 - это Вам никто не объяснит. Конечно, относительное соответствие между цифрами и реальностью существует. Так, если у монитора написано время отклика 2 мс, то он определенно быстрее, чем монитор с временем отклика 8 мс. Особенно если на коробке нарисован летящий гепард :). Вот только не надо приставать к этому гепарду с секундомером!
"Цифровое очковтирательство" более всего характерно для самых ходовых мониторов на матрице TN-Film, где идет всесокрушающая конкурентная борьба. В меньшей степени оно затрагивает мониторы на матрицах MVA и PVA - в этом более дорогом секторе накал рыночных страстей немного ниже. А в секторе S-IPS активность производителей и вовсе невелика, одна и та же модель монитора может держаться в продаже годами - потому и цифры, как мы увидим, оказываются более честными.
Хороший пример - глубина цвета. В мониторах S-IPS - это минимум 24 бита RGB, то есть по 8 бит на канал. А можно взять дешевую TN-Film матрицу с 6-битным ступенчатым цветом и с помощью электроники "сделать" на ней 8-битый цвет - тогда в спецификации пишут 16,2 миллиона "улучшенных" цветов против 16,7 миллионов натуральных. Всего-то разницы.., но по ней внимательные покупатели научились отличать "улучшенный" цвет от натурального - и как только они научились, появились матрицы уже с 16,7 миллионами "улучшенных" цветов, по методу Hi FRC.
А теперь перейдем от критики к существу вопроса. Характеристики - это хорошо, но у мониторов S-IPS есть исключительно важное свойство, которое в спецификациях вообще не упоминается(?) - это высокая стабильность цветов под различными углами зрения. Т.е. на картинку можно смотреть прямо или под углом - цвета и градиенты оттенков от этого искажены не будут. В этом плане мониторы S-IPS являются прямыми конкурентами профессиональных ЭЛТ мониторов. И хотя черный фон у S-IPS имеет небольшую фоновую заcветку, но в целом картинка вполне приемлемая. Скажем так - если фотограф не хочет ставить на стол тяжелый ЭЛТ монитор с неидеальной геометрией и согласен ради этого умерить требования по части контрастности, то ему подойдет монитор с матрицей S-IPS. Тем более, что мониторы от NEC изначально имеют хорошую калибровку цвета, которую остается лишь немного улучшить с помощью профессионального оборудования.
Мониторы других категорий в этом отношении слабее. У матриц MVA/PVA рекордная контрастность и хорошие углы обзора - но только по контрастности, не по цвету. В центре экрана мы видим одни оттенки цветов, а переведя взгляд на край экрана - другие. Яркость основных цветов в зависимости от угла зрения меняется примерно на 4% - вроде немного, но заметить можно. Этот дефект изображения исправлению не поддается. Интересно, что наиболее достоверная картинка наблюдается немного под углом, потому что при строго фронтальном взгляде пропадают самые темные оттенки. А вездесущие мониторы TN-Film, наоборот, надо смотреть строго фронтально, потому что при взгляде под углом цвета мало что "плавают" - местами они даже весело кувыркаются, по вертикали отклонение доходит до 15%.
Вот теперь все становится на свои места. Нужна безупречная цветопередача? - Конечно! Тогда выбираем монитор на матрице IPS - например, одну из моделей NEC SpectraView http://www.nec-display-solutions.ru/c/g/ru/ru/Products/LCD. Все "спектры" выполняются на S-IPS и родственных технологиях - SA-SFT (так называются матрицы, которые производит сама NEC, отстальные делает LG.Philips) и H-IPS. Цена вопроса? NEC SpectraView самого маленького 19" формата стоит около 31000-33000 рублей, при этом дополнительно надо приобрести аппаратный калибратор. Еще больше стоят профессиональные мониторы от LaCie и QUATO.
2. А можно подешевле?
Начнем с 19" модели NEC MultiSync 1970NX, которая в разных
магазинах стоит от 11500 до 14500 рублей. Это, пожалуй, самый
дешевый S-IPS монитор. Всего на 2000 рублей больше стоит 20" Dell
2007WFP, но у монитора NEC есть одно преимущество - его можно
приобрести прямо с полки магазина. Он мне оттуда и приглянулся :).
По роду занятий мне не требуются выверенные до совершенства
"полиграфические" цвета, но цветовая неразбериха на TN матрице
все-таки иногда мешает - поэтому недорогой монитор на S-IPS
пришелся весьма кстати.
Монитор NEC 1970NX относится к коммерческой серии. Внешний вид,
можно сказать, изящный, особенно если сравнить с профессиональными
NEC-овскими мониторами. Правда, это несколько тяжеловесная
изящность, в буквальном смысле. Подставка едва ли не тяжелее
панели, из-за чего общий вес конструкции составляет 7,5 кг. Высота
экрана регулируется в пределах от от 7,5 до 18,5 см, наклон - от -5
до 30 градусов. Повернуть экран в "портретное" положение нельзя -
да и зачем это при почти квадратном формате 5:4? Но если очень
надо, то можно снять штатную подставку и приспособить к монитору
любое VESA крепление. Энергопотребление невысокое, всего 38 ватт.
Предусмотрены разъемы DVI-D и D-Sub, причем четкость по цифровому
входу заметно выше. Но проверить это сразу после распаковки не
получится, потому что в комплекте идет только D-Sub кабель(?).
Зато на мониторе есть разъем DC OUT для подключения фирменных
навесных колонок SoundBar, с помощью которых можно озвучивать
важные системные события :). Колонки в комплект не входят.
Монитор выпускается уже несколько лет, за это время вышло несколько
его ревизий. Начиная с выпуска 2A, в мониторе установлена 18 мс
матрица LG.Philips LM190E05 в варианте без компенсации времени
отклика. У матриц S-IPS отклик и без компенсации хороший, потому
что время перехода между полутонами мало отличается от времени
перехода между черным и белым. А если 18 ms кажется слишком много,
то можно посчитать время отклика в GtG, т.е. при переходе между
оттенками серого. В наилучшем случае получится около 8 мс - именно
эта цифра лучше всего отражает производительность монитора в
сравнении с TN аналогами. Игрушки и фильмы идут на нем без проблем.
Матрица имеет стандартный формат 1280x1024, размер точки 0,294 мм и
роскошные углы обзора 176x176 градусов. Можно откинуться на кресле,
завалиться на бок, лечь на пол - картинка все равно хорошо видна и
все цвета на своем месте, как и полагается у монитора на матрице
S-IPS. А кроме того, монитор имеет плавные и симметричные градиенты
- что еще нужно для комфортной работы? Контрастность? Она заявлена
800:1, но в реальности ниже, около 500:1. Странно... все остальные
характеристики указаны верно, а тут вдруг соврали, но немного и
явно не в свою копилку. Кого сейчас волнует разница между 500 и 800,
если уже пишут 3000:1? Недостаток контрастности наблюдается на
черном фоне в виде слабой засветки, которая может быть более или
менее равномерной. В Интернете представлены все мнения по этому
вопросу - одним засветка мешает, а другие не могут ее обнаружить...
Поясню, что фоновая засветка не больше, чем на любой TN матрице и
отличается от нее только наличием выраженного фиолетового оттенка
(в то время как у TN засветка обычно серая). По отзывам, которые
я не проверял - "фиолетовость" менее заметна у матриц H-IPS,
которые выпускаются только для очень больших диагоналей.
По умолчанию монитор настроен на 100% яркости и 50% контрастности.
Контрастность надо сразу уменьшить, потому что уже при 40% монитор
входит в насыщение и начинает немного "желтить" на самых ярких
тонах. И тут мы наталкиваемся на одну особенность. NEC очень
хорошо настраивает градиенты, но только для штатной 50%
контрастности. А если ее уменьшить, то на градиентах могут
появиться отдельные полоски - их смотрим с помощью известной
программы TFTTest:
http://www.tfttest.fromru.com/tfttest.zip.
Полоски двигаются при уменьшении контрастности, становясь при этом
более или менее заметными - при определенных "особо удачных"
значениях контрастности полоски почти пропадают. Т.е. регулировать
контрастность надо с учетом ее влияния на градиенты.
Зато настройка яркости может быть любой - на цветопередачу
она не влияет, потому что выполняется модуляцией подсветки на
характерной для мониторов NEC частоте 200-210 Гц. Модуляция на глаз
незаметна, а с помощью популярного "карандашного теста" ее можно
обнаружить при яркости ниже 70% (само собой, что в Интернете идут
активные дискуссии на это тему). Сильная сторона модуляции - это
большой диапазон регулировки яркости, но NEC не задействует
полностью эту возможность. Минимальная яркость великовата для
работы при слабом свете, поэтому для вечерней и ночной работы
приходится дополнительно уменьшать контрастность.
Экранное меню удобное и простое, набор возможностей в нем
соответствует начальному уровню. Можно выбрать или отрегулировать
цветовую температуру. Выбора гаммы нет, вместо этого для игр и кино
предусмотрены 3 режима повышенной контрастности DV-mode. А изначально
монитор довольно точно настроен на оптимальную цветовую температуру
6500K и гамму 2.2. Навигация по меню и регулировка выполняется с
помощью джойстика. Отмеченный многими недостаток состоит в том, что
джойстик хилый. С ним надо обращаться с большой осторожностью! Если
джойстик выйдет из строя, то для регулировки придется использовать
программу NaviSet, которую можно скачать на сайте NEC:
http://www.necdisplay.com/SupportCenter/Monitors/NaviSet/
или softMCCS:
http://www.entechtaiwan.com/lib/softmccs.shtm.
Отметим, что softMCCS может работать с 64-битной Windows Vista.
Пока монитор выглядит вполне профессионально, за исключением
отдельных мелких слабостей. И это не удивительно. Номенклатура
выпускаемых матриц S-IPS узкая, поэтому в коммерческих и
профессиональных мониторах применяются однотипные матрицы. Они могут
иметь другое время перехода GtG или число ламп подcветки, но в общем
разница сводится к борьбе между хорошим и лучшим. Осталось только
проверить настройку цветопередачи, которая зависит не только от
аппаратуры, но и от организации контроля качества. Было бы здорово
получить за 10 с небольшим тысяч рублей аналог 30-тысячного
"полиграфического" монитора? Вот это мы сейчас и узнаем!
3. Цветопередача
На первую ревизию монитора 1970NX, которая уже давно не продается,
были нарекания из-за плохой заводской настройки цветов. Обзоры
именно этой устаревшей ревизии на 25 мс матрице выставлены на многих
сайтах. Но это в прошлом, сейчас настройка выполняется на должном
уровне. Вот актуальный обзор монитора 1970NX выпуска 4B:
http://zoom.cnews.ru/ru/publication/index.php?art_id80=1825&page80=2.
Я немного удивляюсь, где это тестеры добывают такие мониторы? -
потому что DeltaE=3% без калибровки на месте встречается редко...
Мой монитор относится к выпуску 5B и он настроен более реалистично.
Кривые снималась при контрастности 30% с помощью программы ручной
калибровки CLTest, написанной Виктором Печеновым из Минска:
http://victal.at.tut.by/CLTest.rar.
Как видно, соотношение цветов аккуратное - яркостные кривые идут
параллельно, их можно почти полностью совместить при дальнейшем
уменьшении контрастности. Цветовая температура, которая определяется
по соотношению красного и синего цвета, выставлена верно. А среднее
отклонение кривых от оптимума составляет около 6% при
профессиональной норме в 3% - в принципе, это хорошее начальное
приближение для последующей калибровки.
Смущает только одно - характерные зубчики около яркоcти 180. Это не
от спешки при настройке монитора на заводе, как можно было бы
подумать. Все гораздо хуже. В моем мониторе ревизии 5B прошито
небольшое увеличение резкости (sharpening), которое компенсирует
размытие картинки при аналоговом подключении по D-Sub. Вот только
при подключении по DVI его надо бы убрать - но это сделать забыли.
И отключить шарпенинг через меню нельзя. Так что на самом деле
яркостные кривые идут ровно, а зубчики возникают из-за неверного
смешения цветов в программе калибровки.
Вы, наверное, уже поняли, что толку от калибровки нашего монитора
будет немного? Можно настроить сплошные цвета, но шарпенинг все
равно "вылезет" на картинках, полученных смешением цветов. Это не
профессиональный уровень, увы. Но не надо сильно расстраиваться -
цветопередача даже без дополнительной калибровки лучше, чем у
любого другого монитора в этой же ценовой категории! Наш
недорогой NEC хорошо подойдет для просмотра фотографий и фильмов,
которые будут смотреться почти как на профессиональном мониторе. И,
разумеется, на нем можно готовить графику для веба, редактировать
любительское фото и создавать шедевры домашнего цифрового видео. А
еще у NEC хороший и доброжелательный сервис, с которым можно
посоветоваться по многим вопросам :),
Про калибровку читаем дальше - кое-что полезное можно сделать и
на мониторе с шарпенингом. Кроме того, у 1970NX предыдущих выпусков
шарпенинга может и не быть, потому что в изучаемой нами 5 ревизии
NEC капитально заменил электронику.
4. Немного о калибровке
Цель калибровки состоит в том, чтобы получить на экране и печати
цвета, максимально приближенные к стандарту цветового восприятия.
Отметим, что стандартные цвета - не обязательно самые "естественные",
потому что Ваше цветовое восприятие зависит от таких объективных
условий, как возраст, внешнее освещение и т.п. Поэтому для точной
калибровки применяются аппаратные калибраторы с оптическим датчиком
и специальным программным обеспечением, которое настраивает LUT
(Luminance look-Up Table) видеоадаптера или самого монитора.
Понятно, что датчик калибратора должен быть настроен очень точно -
а раз так, то ждать от этого устройства особенной дешевизны не
стоит. К мониторам NEC калибратор не прилагается, а если у Вас нет
своего - то в калибровке "на глазок" поможет уже упомянутая
программа CLTest. Сам процесс калибровки я описывать не буду
(читайте авторскую инструкцию), остановлюсь только на нескольких
особенных для NEC 1970NX моментов.
Программа CLTest работает по известному принципу смешения оттенков.
Тестовая картинка в ее главном окне на каждом мониторе - своя. В
идеальном случае, когда монитор откалиброван, все градиенты будут
серыми или почти серыми, а иначе будет встречаться слегка
окрашенные участки (а как у Вас?). Передвиньте окно программы с
центра экрана на край и посмотрите, изменится ли раскраска - сразу
будет видно, чего стоит Ваша матрица. Этой программой можно
проверить цветопередачу монитора при покупке, только не требуйте
100% серости, потому что монитор перед проверкой надо прогреть в
течение часа, да и подключат его, скорее всего, по D-Sub - с
неизбежными искажениями в аналоговом тракте. Но если его подключат
по DVI, то прямо на месте можно выяснить наличие постобработки
изображения в мониторе, т.е. увеличения или уменьшения резкости.
Для этого надо вызвать тестовую картинку LCD Pattern1 в меню Color
Channel. Если монитор выполняет постобработку, то на LCD Pattern1
раскраска станет более насыщенной.
Основными режимами калибровки являются Gamma 2.2 и sRGB. В sRGB
кривая общей яркости приподнята в области самых темных оттенков, что
улучшает их различение на ЖК мониторе с невысокой контрастностью (на
графике начало этой области показано в увеличении, чтобы была лучше
видна разница). Невысокая контрастность - это как раз наш случай, но
изначально монитор настроен на гамму 2.2. При калибровке его можно
оставить в этом режиме или перекалибровать в sRGB. Перекалибровка в
sRGB рекомендуется тогда, когда Вы не используете цветовой
профиль Windows или Ваши программы его не понимают (Paint, к
примеру). Возникает один вопрос - в меню цветов монитора есть режим
sRGB. Может быть, он включает кривую sRGB? Но нет, яркостная кривая
в этом режиме все та же гамма 2.2. sRGB в данном случае обозначает
другое - цветовую температуру 6500K. Но на самом деле и это неправда
- цветовая температура в этом режиме выше, где-то под 7000K. Ну как
обычно... Наилучшее приближение к 6500K дает режим И (Исходный),
который ставится по умолчанию. Т.е. перед калибровкой все настройки
монитора надо сбросить в заводские и только контрастность снизить до
~30%, а яркость выставить по желанию (при тестах ее настраивают по
датчику на 100 кандел). Кроме того, надо отключить все фильтры
изображения в самом мониторе (DV-mode) и в операционной системе.
На контрастности остановлюсь подробнее - это один из самых
важных моментов при калибровке. Яркость ЖК монитора можно
регулировать двумя способами - подсветкой и матрицей.
Контрастность - это регулировка яркости матрицей. Значение
контрастности в меню монитора влияет на коэффициент пересчета
яркостного сигнала видеоадаптера в управляющее напряжение,
которое открывает транзисторы матрицы. При 0% контрастности
коэффициент пересчета минимален (например, 1/2 от максимума),
а при 100% контрастности - максимален. Понятно, что чем ближе
коэффициент пересчета к техническому максимуму, тем полнее
используются динамический диапазон матрицы и выше видимая разница
между полутонами. Коэффициент может быть даже выше технического
максимума - что на первый взгляд бессмысленно из-за возникающего
эффекта насыщения (кривая общей яркости преждевременно выходит в
максимум, после чего светлые полутона становятся неразличимыми).
Но этот некорректный прием часто используется для того, чтобы
улучшить различение темных и средних полутонов. Наш монитор
1970NX именно так и настроен - уже при штатной 50% контрастности
он работает в режиме слабого насыщения, малозаметного на глаз и
в популярных визуальных тестах.
При калибровке цветовые кривые поправляют так, чтобы они шли плавно,
без зубчиков и заломов - тогда такими же плавными будут и градиенты.
А чтобы серый градиент не раскрасился, лучше всего провести
калибровку в "быстром" режиме, когда все 3 цвета меняются совместно,
благо соотношение цветов на нашем мониторе выдерживается аккуратно.
А расхождение яркостных кривых можно уменьшить настройкой цветовой
температуры в меню монитора. Понятно, что тестовая картинка CLTest
останется немного "цветной" - но это нормально, потому что она и не
рассчитана на мониторы с постобработкой изображения. И даже
аппаратный калибратор не даст Вам 100% стандартного цвета.
Удовлетворительным результатом считается среднее отклонение 3%,
хорошим - 2%, отличным - 1%.
После калибровки возникает один побочный эффект, который может быть
более или менее заметным. Переписать LUT, встроенную в монитор
1970NX, нельзя. Поэтому в процессе обработки сигнала появляется еще
одна таблица - 8-битная LUT видеоадаптера, куда записываются
калибровочные кривые. Преобразование сигнала в этой LUT происходит
с 8-битным округлением, из-за которого на градиентах появятся
дополнительные "ступеньки". В общем итоге, яркостные кривые на
1970NX лучше оставить "как есть", а в остальном ограничиться
настройкой контрастности и цветовой температуры через меню -
результат будет вполне приемлемым.
И все-таки, как объяснить причину, по который NEC не позволяет
полноценно калибровать свой монитор? Требование снижения
себестоимости здесь явно при чем. Монитор не станет проще и дешевле
оттого, что какие-то возможности в нем заблокированы. Остаются
маркетинговые соображения, по которым NEC не рассматривает эту
модель, как профессиональную - отсюда шарпенинг и зашитая LUT.
Покупайте, мол, наши более дорогие модели, там все будет как надо
:).
5. Профессиональный вариант
У монитора 1970NX есть старшие братья на "разогнанных" ревизиях
той же матрицы LM190E05 - это MultiSync 1990FX и MultiSync 1990SXi
ценой от 15500 до 20000 рублей:
Эти мониторы отнесены к профессиональной серии. Поэтому они имеют
очень тонкую рамку, подчеркнуто строгий угловатый дизайн и весят
целых 9 кг. Регулируемая подставка стала еще выше - на 1,5-2
сантиметра в нижнем положении - и это не особенно хорошо,
потому что при установке на высокий стол верх монитора окажется
выше линии зрения. Единственное отмеченное достоинство этой
подставки состоит в том, что она позволяет повернуть монитор в
"портретный" режим.
В мониторе 1990FX вместо DVI-D стоит универсальный разъем DVI-I, к
которому можно подключить цифровой или аналоговый вывод видеокарты
(последний - через специальный кабель или переходник). Т.е. монитор
может при необходимости может работать от двух аналоговых
источников - как мне этого не хватает на 1970NX! А 1990SXi
оборудован уже тремя разъемами - цифровым DVI-D, аналоговым D-Sub
и универсальным DVI-I. Хилый джойстик убрали, теперь управление
выполняется очень маленькими кнопками без подписей (подписи
зажигаются на экране рядом с кнопками). Меню содержит множество
разных функций, среди которых есть автоматическое управление
подсветкой в зависимости от внешней освещенности или средней
яркости изображения.
Менее дорогой 1990FX можно рассматривать, как немного улучшенный
вариант 1970NX, потому что ключевые возможности по настройке
изображения у него такие же. Гораздо интереснее модель 1990SXi. В
ней применяется фирменная технология ColorComp для компенсации
неравномерности подсветки матрицей, это уже что-то новенькое.
Наконец-то появилась регулировка резкости, с помощью которой
включается постобработка изображения (а изначально она отключена).
Но главное - 12-битная LUT, которую можно модифицировать - такой
способ калибровки позволяет избежать появления "ступенек" на
градиентах. Пожалуй, именно модель 1990SXi можно по праву назвать
профессиональной! Модификация LUT проводится программой GammaComp,
которую можно скачать на сайте NEC:
http://www.necdisplay.com/SupportCenter/Monitors/gammacomp/.
Кроме того, монитор 1990SXi может поставляться в иcполнении
SpectraView c козырьком и фирменной программой SpectraView
Profiler, работающей с различными аппаратными калибраторами.
14-дневную пробную версию этой программы и документацию можно
получить здесь:
http://www.spectraview.nec-display-solutions.com/license/?oemId=3&language=en.
Таблица характеристик и заключение
Основные характеристики мониторов NEC на матрицах IPS, как
коммерческих, так и профессиональных, приведены в итоговой таблице.
Поскольку линейка NEC только начинается на 19", то в таблицу
добавлены характеристики мониторов с большей диагональю, в том
числе 24" и 26" широкоформатные модели на H-IPS, которые скорее
телевизоры, чем мониторы из-за их очень высокой яркости. У
мониторов с диагональю 20-24" меньше размер точки - что может
оказаться как достоинством, так и недостатком, это зависит от
остроты Вашего зрения. Все мониторы имеют эргономичное матовое
покрытие экрана, кроме глянцевого 20WGX2, рассчитанного на игровое
применение.
Мониторы коммерческой серии имеют лучшую в своем классе
цветопередачу, хотя не дотягивают до строгих профессиональных
требований. NEC аккуратно настраивает эти мониторы, чтобы они
отображали естественные цвета, но не позволяет улучшать заводскую
настройку.
Мониторы профессиональной серии отличаются безупречной заводской
настройкой, что отмечено практически во всех их обзорах. Я еще
никогда не видел, чтобы мониторы ТАК хвалили. А начиная с модели
1990SXi, они позволяют модифицировать встроенную LUT с помощью
бесплатной программы GammaComp, а также могут поставляться в
исполнении SpectraView c козырьком и программой для аппаратной
калибровки.
Отметим, что у многих IPS мониторов имеются более дешевые аналоги
на матрицах других типов - причем система обозначений такова, что
распознать по ней тип матрицы не всегда возможно. К примеру, если
модели 1970NX и 2070NX сделаны на S-IPS, то 2170NX - на PVA матрице
от Samsung. В других случаях IPS модели могут выделяться буквочкой
i, а MVA и PVA модели - буквочкой p. Так, у монитора 1970NX есть
недорогой двойник 1970NXp, cделанный на панели AU Optronics Premium
MVA. Это более контрастный монитор с менее стабильным под углом
цветами. В принципе, выбор между матрицами IPS и MVA/PVA является
вопросом личного вкуса и опыта - главное, чтобы Вы не сделали его
случайно :).
Сведения об изменениях
5 апреля 2008 года - предварительный вариант.
Спасибо Виктору Печенову за программу CLTest и обсуждение статьи.
Копирайт
Разрешено копирование в электронных изданиях при условии указания
ссылки на электронный оригинал статьи под адресу
http://www.imach.uran.ru/rns/reviews/sipsr.htm.
Важно понимать, что даже при слабом насыщении настроить правильную
цветопередачу никак нельзя, ее можно только еще больше испортить!
Поэтому возникает интересный вопрос, как же на практике определить
точку насыщения? Для это есть разные методики. Можно ловить
момент, когда при увеличении контрастности яркий белый цвет начнет
едва заметно желтеть (предполагается, что цветовая температура
6500K или выше). Или можно поступить так: наскоро откалибровать
монитор по трем каналам при 10%, 20% и т.п. У моего монитора при
40% дельта-кривые характерно "заламываются" в правом конце - это и
есть признак насыщения. Отметим, что положение точки насыщения
может зависеть от установленной цветовой температуры - первыми в
насыщение входят те цвета, для которых яркость канала установлена
в 100%. Кроме того, важен способ подключения. Если он аналоговый
(D-Sub), то точка насыщения может немного сдвинуться вверх или
вниз, в зависимости от характеристик аналогового сигнала, а иногда
картинка может быть совсем некачественной - в этом случае надо
поменять видеоадаптер. В дополнение отметим, что при уменьшении
контрастности ниже пороговой имеют место более слабые нелинейные
эффекты. На моем мониторе при изменении контрастности от 10% до
35% цветовые кривые отклоняются примерно на 1%. Это нормально.
Т.е. перед калибровкой надо определиться с 1) подключением, 2)
цветовой температурой и 3) значением контрастности, чтобы потом их
не менять. А теперь можно калибровать. Стоп - разве мы уже не
провели калибровку, когда искали точку насыщения? Нет. Коррекция,
которая проведена на этом этапе - на самом деле не улучшает, а
ухудшает цветопередачу! Все дело в зубчиках, из-за которых
серый градиент мало того, что становится неровным - он еще и
красится в разные оттенки "серо-буро-малинового".
Монитор Размер Формат Точка Ярк Контр ISO GtG Обзор Матрица
--------------------------------------------------------------------------------
1970NX 19" 1280x1024 5:4 0,294 250 800:1 18 176/176 LG.P S-IPS LM190E05-SL03 (выпуск 2A и выше)
2070NX 20" 1600x1200 4:3 0,255 250 700:1 16 176/176 LG.P S-IPS LM201U04 http://www.ixbt.com/monitor/nec2070nx.shtml
20WGX2 20" 1680x1050 16:10 0,258 470 700:1 12 6 178/178 LG.P S-IPS LM201WE2 http://www.ixbt.com/monitor/nec20wgx2.shtml
--------------------------------------------------------------------------------
1990FX 19" 1280x1024 5:4 0,294 250 800:1 18 14 178/178 LG.P S-IPS LM190E05-SL01
1990SXi 19" 1280x1024 5:4 0,294 270 600:1 18 9 178/178 LG.P S-IPS LM190E05-SL02 http://www.ixbt.com/monitor/nec1990sxi.shtml
2090UXi 20" 1600x1200 4:3 0,255 280 700:1 16 8 178/178 LG.P S-IPS LM201U05 http://www.ixbt.com/monitor/nec-2090uxi.shtml
2190UXi 21" 1600x1200 4:3 0,27 250 500:1 20 10 178/178 NEC SA-SFT NL160120BC27-14 http://www.ixbt.com/monitor/nec2190sv.shtml
2490WUXi 24" 1920x1200 16:10 0,27 400 800:1 16 8 178/178 LG.P H-IPS LM240WU1
2690WUXi 26" 1920x1200 16:10 0,287 400 800:1 16 8 178/178 LG.P H-IPS LM260WU1
--------------------------------------------------------------------------------
25 апреля 2008 года - поправил тест после обсуждения.
16 марта 2009 года - публикация в Интернете на http://www.imach.uran.ru/rns/reviews/sipsr.htm.