РЕЗОЛЮЦИЯ ТРЕТЬЕЙ СЕССИИ КОНФЕРЕНЦИИ НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ
Какой должна быть наука в России
Третья сессия постоянно действующей Конференции научных работников констатирует, что непродуманные и непросчитанные реформы науки и образования, в том числе связанные с принятием в 2013 г. закона о РАН, уже привели к негативным последствиям.
В сфере фундаментальной науки – это ослабление позиций российской науки в мире, выразившееся, в частности, в снижении доли российских публикаций; возникновение конфликтных ситуаций в ряде академических институтов и региональных научных центров; нарастающая бюрократизация деятельности научных организаций. Дальнейшее продвижение реформ по предложенным сейчас схемам способно серьезно ухудшить ситуацию.
Главный источник проблемы – господство узко утилитарного подхода к сфере науки и высшего профессионального образования. Это связано с глубоким непониманием как роли науки в жизни современного общества – особенно в огромной и неравномерно развитой стране, – так и того, как она функционирует. Исследовательские институты – не просто «хозяйствующие субъекты», а наука – не совокупность бизнес-проектов. Она определяет общий уровень развития страны, служит главным инструментом модернизации общества и государства. Эта миссия не может быть основана на примитивной конкуренции между отдельными личностями и лабораториями, а продвижение на этом пути не может измеряться бухгалтерскими методами.
Конференция призывает руководство страны со всей серьезностью прислушаться к аргументам научного сообщества.
Конференция научных работников подчеркивает, что:
1) Важнейшей предпосылкой поддержания и укрепления конкурентоспособности страны, приумножения «человеческого капитала» служит сохранение и развитие научной и научно-технической среды. Существование такой среды жизненно необходимо для формирования научных лидеров, делающих открытия мирового уровня: не бывает науки, состоящей из одних гениев. В современных российских реалиях эта цель может быть достигнута только при наличии исследовательских институтов, охватывающих самый широкий спектр областей фундаментальной науки и обладающих достаточным числом ученых. Особую роль играют научные центры в регионах, являющиеся не только инструментом получения научных результатов, но и источником общих для всей страны культуры и образования: они выполняют не только научную, но и важнейшую социальную роль. Никакие преобразования в научной сфере не должны предполагать ни дальнейшего сокращения численности научных работников, ни директивного сужения тематики исследований.
2) Наряду с этим чрезвычайно важно развитие центров науки и научного образования высшего мирового класса: создание таких центров в областях, где мы способны быстро воссоздать научные коллективы, сохранение и развитие ведущих научных школ.
3) На повестке дня остро стоит задача восстановления научной инфраструктуры, модернизации существующих и создания новых научных установок и комплексов. Уровень российской науки определяется не только квалификацией исследователей, но и качеством инструментов, имеющихся у них в распоряжении.
4) В области прикладной науки необходимо воссоздание национального сектора исследований и разработок – инновационного локомотива промышленности и бизнеса. Это является необходимым условием вхождения страны в число мировых технологических лидеров. Основной критерий успеха деятельности этого сектора – востребованность его результатов промышленностью и бизнесом.
Источник http://www.rasconference.ru/