Все новости 2024
Все новости 2023
Все новости 2022
Все новости 2021
Все новости 2020
Все новости 2019
Все новости 2018
Все новости 2017
Все новости 2016
Все новости 2015
Все новости 2014
Все новости 2013
Все новости 2012
Все новости 2011
Все новости 2010
Все новости 2009
Все новости 2008
Об институте
Основные направления исследований
Дирекция
Ученый совет
Научные сотрудники
Службы института
Устав института и нормативные документы
Система менеджмента качества
Конкурс на замещение вакантных должностей
Контактная информация и реквизиты
Национальный проект "Наука и университеты"
Испытательный центр
ИЦ в системе «Наносертифика»
Лаборатория микромеханики материалов
Лаборатория технической диагностики
Лаборатория конструкционного материаловедения
Лаборатория деформирования и разрушения
Лаборатория системного моделирования
Лаборатория прикладной механики
Лаборатория механики деформаций
Молодежная лаборатория технологии материалов
Сектор нелинейной вихревой гидродинамики
Сектор новых материалов и технологий
Сектор информационных технологий
Сектор высокоэнергетической обработки материалов
Отдел механики транспортных машин
Общая информация
Специальности
Состав совета
Объявления и авторефераты
Контактная информация
Специальности до 2015 года (архив)
Состав совета до 2015 года (архив)
Защита диссертаций до 2015 года (архив)
Общие сведения
Номенклатура научных специальностей по аспирантуре
Для поступающих в аспирантуру
Для аспирантов
Список аспирантов
Нормативная база
Монографии
Диссертации
Поиск по авторам
Поиск по публикациям
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 и ранее
Поиск разработок
Механика деформируемых тел, перспективных материалов и технологий, конструкций и сооружений
Автоматизированные системы измерения, неразрушающего контроля материалов и диагностики ресурса машин
Основы алгоритмического, программного и аппаратного обеспечения систем автоматического управления сложными объектами
Механика и процессы управления транспортных и тяговых машин
Поиск патентов и программ
Патенты Института
Зарегистрированные программы Института
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 и ранее
Поиск конференций
Планируемые и проведенные в Институте
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 и ранее
Доклады наших сотрудников (архив)
Полезные ссылки
Конкурс имени В.Л. Колмогорова
Конкурс имени Г.Л. Химича и В.М. Макарова
Объявления
Полезные ссылки
О библиотеке
Поиск поступлений
Монографии наших сотрудников
Система электронных библиотек (ИМаш)
Научные журналы (содержания номеров)
Другие библиотеки и издательства
Научные фонды
Архив 2011
Архив 2010
Архив 2009
Архив 2008
Архив 2007
Новости
О нас
Школы, семинары и конференции
Полезные ссылки
Новости
Дисконтная карта члена профсоюза
Общая информация
Документы
Полезные ссылки
Нормативные, правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
Методические материалы
Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
 
 Новости / 23.12.2011: К 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. Мифы о Ломоносове.  Версия для печати   Карта сайта     Language По-русски По-английски
Наука и университеты
Год науки
МРДМК 2024

DREAM
ЦКП Пластометрия
 
Все новости 2024
Все новости 2023
Все новости 2022
Все новости 2021
Все новости 2020
Все новости 2019
Все новости 2018
Все новости 2017
Все новости 2016
Все новости 2015
Все новости 2014
Все новости 2013
Все новости 2012
Все новости 2011
Все новости 2010
Все новости 2009
Все новости 2008


23.12.2011: К 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. Мифы о Ломоносове.

Несмотря на то, что Михаил Васильевич Ломоносов является русским Леонардо да Винчи и мы все со школы знаем, что это был выдающийся ученый, для большинства он не столько человек, сколько миф. Родился в бедной семье и тянулся к знаниям, в лаптях за рыбным обозом убежал в Москву... Что из этого соответствует реальности? Так что пока чиновники "осваивают бюджет" на 300-летие Ломоносова, мы развенчаем наиболее популярные мифы об ученом. Помогает "Солидарности" в этом доцент исторического факультета МГУ, доктор исторических наук Дмитрий Володихин.

МИФ 1. ПРОИСХОДИЛ ИЗ НИЩЕЙ СЕМЬИ

Ничего подобного. Семья его не была бедняцкой, тем более не была нищей. Михаил Ломоносов родился 8(19) ноября 1711 года в селе Денисовке Холмогорского уезда Архангельской губернии, в крестьянской, довольно зажиточной семье.

Его отец Василий Дорофеевич был известным в Поморье человеком, владельцем рыболовецкой артели из нескольких судов и преуспевающим купцом. Он был одним из самых образованных людей тех мест, поскольку некогда учился в Москве на священника. Известно, что у него была большая библиотека. Мать Михаила Ломоносова, Елена Ивановна, была дочерью дьякона. Именно она научила читать сына еще в юном возрасте и привила ему любовь в книге. Так что, отправляясь в Москву в 1730 году, Миша Ломоносов вовсе не был неучем. Он уже имел максимально возможное в тех местах образование, которое и позволило ему поступить в Славяно-греко-латинскую академию - первое высшее учебное заведение в Москве.

Историк Владимир Ламанский в биографическом очерке о Ломоносове пишет, что его личность можно понять, только составив представление о том, что он был выходцем из той части русского народа, которая никогда не испытывала гнета ига и не знала рабства. "Здесь обретались потомки новгородцев, не знавшие крепостного права... Им неведома была барщина, бремя государственных обложений, они избывали деньгами, развивая товарное хозяйство, торговлю и ремесла. Поморы владели навигацией, ходили в Ледовитый океан, к Груманту, к Новой Земле. На Мурмане - промысловые становища, лов вели огромными сетями, охотились, варили соль, смолу, добывали слюду. Здесь богатая традиция художественного рукоделия. При отсутствии школ, поморы учили грамоте друг друга, переписывали и бережно хранили рукописные книги".

Что касается версии, будто он сбежал учиться и шел в лаптях всю дорогу до Москвы за рыбным обозом, то, во-первых, рыбный обоз, похоже, принадлежал его отцу, а во-вторых, он ушел с ведома родителя. Один из местных крестьян поручился даже во взносе за него податей, но, по-видимому, отец отпустил его лишь на короткое время, поэтому он потом и числился "в бегах". Правда, по другим источникам, он все-таки сбежал, но лишь потому, что его хотели женить (чему Миша совершенно не обрадовался). Ну и в любом случае побег не был "в лаптях".

- Как человек зажиточный, я думаю, что он шел за обозом в сапогах, - улыбается Дмитрий Володихин.

МИФ 2. БЫЛ СЫНОМ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Нет никаких исторических источников, подтверждающих, что Михаил Васильевич был сыном Петра I. Это вымысел, который опирается только на то, что якобы ему многое в жизни давалось легко, что он высоко поднимался, и на всякий скандал вокруг него смотрел достаточно спокойно, не опасаясь. Но это неправда. Не существует источников, которые подтверждают, что ему все в жизни давалось легко. Он очень-очень много учился. Сначала в Славяно-греко-латинской академии, затем несколько лет в Германии. Слушал курсы известных профессоров, работал с крупными специалистами.

В письме Ивану Шувалову (10 мая 1753 года) Ломоносов вспоминает обстоятельства своей жизни того времени и рассказывает о страстной тяге своей к учебе:

"Высочайшая щедрота несравненныя монархини нашея, которую я вашим отеческим предстательством имею, может ли меня отвести от любления и от усердия к наукам, когда меня крайняя бедность, которую я для наук терпел добровольно, отвратить не умела... Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти непреодоленную силу имели. ...Несказанная бедность: имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил. С одной стороны, пишут, что, зная моего отца достатки, хорошие тамошние люди дочерей своих за меня выдадут, которые и в мою там бытность предлагали; с другой стороны, школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать пришел латыни учиться!"

- Его достаточно твердое положение в высших слоях русского общества во многом объясняется покровительством Шувалова, фаворита императрицы Елизаветы Петровны. Собственно Шувалов повлиял на то, что исполнилась мечта Ломоносова - был учрежден университет в Москве. Шувалов вставал на сторону Ломоносова, когда у того были столкновения с Синодом, - поясняет историк.

- Почему Шувалов ему покровительствовал?

- Он был расположен к наукам, искусствам. А Ломоносов, при том, что был выдающийся ученый и для своего времени очень хороший поэт, демонстрировал лояльность к власти и время от времени писал хвалебные оды, посвященные императрице.

Например, им была написана "Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года".

Что касается науки, то в середине 18 века в России европейская наука только-только начинала свою историю, делала свои первые шаги. И каждый русский ученый имел особую ценность и должен был вкалывать за пятерых. Но Михаил Васильевич вкалывал за два научных института и за один гуманитарный. Он по главной своей специализации был химик, но у него есть работы в области физики, астрономии, значительные труды в области истории, причем несмотря на то, что эти труды по объему были не очень большими, тем не менее ученому мужу 18 века в России только они одни могли бы составить имя. У него есть заслуги и в области возрождения художественной мозаики, в области фарфорового производства. Кроме того, до наших дней дошло немало его остроумных, интересных стихотворений.

МИФ 3. СТАРООБРЯДЕЦ

- Информация о том, что Ломоносов жизнь провел в старообрядчестве и так от него до самой смерти не отошел, тоже миф. В детские, отроческие годы он принадлежал к одному из старообрядческий согласий и, возможно, даже проходил обучение в одном из скитов на реке Выг. Однако впоследствии он отзывался о старообрядцах как о суеверах, и похоронен в Петербурге на православном кладбище, по православному обряду. Он был полностью православный человек. И, конечно же, в зрелом возрасте он был прихожанином Русской православной церкви, - развенчивает очередной миф историк Дмитрий Володихин.

Сближение Ломоносова со старообрядцами возникло из его тяги к знанию, к ревниво оберегаемым книгам, которые, казалось, скрывают "неисчислимую премудрость". Но его постигло жестокое разочарование. Ломоносов скоро убедился, что все эти "сокровенные книги" не таят в себе ничего, что могло бы действительно ответить на волнующие его вопросы, что весь спор, все мученичество и ожесточение вызваны нелепым и слепым упорством из-за буквы и обрядовых мелочей, превращенных гонимыми и преследуемыми людьми в символ их "вечного спасения". Ломоносов, как Иван-царевич в сказке, пошел к старообрядцам за "живой водой", а нашел у них только темное мудрствование и закоренелую нетерпимость ко всякому движению мысли. Старообрядцы, по их собственным словам, ненавидели "мудрых философов, рассуждающих лица небесе и земли, и звезд хвосты аршином измеряющих". А юному Ломоносову как раз хотелось измерять хвосты комет и разгадать тайну северного сияния.

По натуре своей Михаил Васильевич был человеком неистовым, иногда доходившим до буйства, энергия хлестала из него. Он был невероятно несдержанным и в то же время невероятно творчески плодовитым. Со своими неприятелями был чрезвычайно суров и стремился к столкновению, любил хорошую драку. К своим друзьям относился с большой милостью и щедростью, старался покровительствовать талантливым людям, многим помог вырасти на ученой ниве.

Рассказывают, что однажды трое матросов решили напасть на одинокого путника, хорошенько его поколотить и ограбить. На их несчастье им попался Ломоносов. Он их хорошенько поколотил и ограбил. Причем сделал это принципиально, чтобы преподать урок. Он сам был все-таки по рождению из среды "морских людей" и знал, что распоясавшийся матрос на суше - настоящее бедствие. Поэтому решил проучить.

Характер у ученого был жесткий, неуживчивый, очень требовательный к другим людям, - наверное, можно сказать, что он соответствовал характеру эпохи. Ему довольно тяжело жилось. Он должен был работать очень много, как ни один ныне живущий ученый или литератор. Поэтому он очень сердился, когда ему мешали работать, он этого не терпел. Энергия Ломоносова приносила русской науке колоссальные плоды. Это и новые научные учреждения, и целые направления в науке, и большие открытия, и лаборатории, которые занимались практической деятельностью. Как сказали бы в 19 веке, этот человек был грюндер, то есть основатель. Он мог основывать новые организации, воспитывать учеников, мог воздействовать на будущее науки на много поколений вперед. И поэтому то, что в России Ломоносову поставлено множество памятников, есть Ломоносовские премии, конференции, ему посвящено огромное количество литературы - это не переоценка его личности.

- На мой взгляд, сегодня все еще происходит определенная недооценка Ломоносова. Эта фигура настолько огромная, можно сказать титаническая, что сейчас еще многого не хватает, чтобы вполне представить его масштаб, - добавляет Володихин.

МИФ 4. БОГОБОРЕЦ

Еще один миф - что он был еретиком, богоборцем, что он церкви противостоял и принадлежал к ней только формально - тоже не соответствует истине. Да, он написал более чем скабрезное стихотворение "Гимн бороде". Для того чтобы понять, насколько оно сочетается с христианским благочестием, достаточно лишь процитировать повторяющееся четверостишие-рефрен этого гимна:

Борода предорогая!

Жаль, что ты не крещена

И что тела часть срамная

Тем тебе предпочтена.

Поскольку в авторстве Ломоносова почти ни у кого не было сомнения, то он был вызван на заседание Синода. Ломоносов, явившись на собрание иерархов, ко всеобщему изумлению и не вздумал отпираться. Вот как об этом "свидании" сообщает официальное донесение Синода:

"По случаю бывшего с профессором Академии наук Михаилом Ломоносовым свидания и разговора о таковом во вся непотребном сочинении, от синодальных членов рассуждаемо было, что оной пашквиль, как из слогу признавательно, не от простого, а от какого-нибудь школьного человека, а чють и не от него ль самого произошел, и что таковому сочинителю, ежели в чювство не придет и не раскается, надлежит как казни Божией, так и церковной клятвы ожидать. То услыша, означенной Ломоносов исперва начал оной пашквиль шпински защищать, а потом, сверх всякого чаяния, сам себя тому пашквильному сочинению автором оказал, ибо в глаза пред синодальными членами таковые ругательства и укоризны на всех духовных за бороды их произносил, каковых от доброго и сущего христианина надеяться отнюдь не можно".

Члены святейшего Синода были ошеломлены таким поведением. Всполошившийся Синод подал 6 марта 1757 года "всеподданнейший доклад", в котором были подробно изложены все поступки Ломоносова. Ссылаясь на петровский Военный артикул, Синод просит Елизавету Петровну повелеть высочайшим указом "таковые соблазнительные и ругательные пашквили истребить и публично сжечь" под виселицей рукою палача, а "означенного Ломоносова для надлежащего в том увещания и исправления в Синод отослать", то есть выдать духовным властям, что могло в то время означать длительное знакомство с Соловками, куда отправляли и не за такие "кощунства". Но проходил месяц за месяцем, а с Ломоносовым ничего не случалось. Наконец стало известно, что Елизавета не утвердила доклад Синода и оставила все дело без последствий. Наиболее прогрессивные люди того времени с торжеством отметили, что наука и просвещение завоевали уже прочные позиции и их не так-то просто одолеть.

- Но вместе с тем Ломоносов был и верным сыном Церкви. Есть у него стихи, обращенные к святому Димитрию Ростовскому, великому церковному просветителю, есть у него прекрасные стихи и статьи, где он хвалит Творца за его премудрость, где он обращается к Церкви как к матери. Можно сказать, что этот человек был не ложно верующим, он был настоящим христианином, - поясняет Володихин. - То, что он время от времени подпускал шпильки в адрес Церкви, объясняется полученным в Германии опытом религиозного вольнодумства, который сохранялся у него всю жизнь. Ему казалось, что он может что-то своим умом в церковных обычаях поправить. Однако богоборцем и антицерковным человеком он не был никогда.

* * *

- Почему все эти мифы появились?

- Всякая большая фигура тянет за собой целый шлейф анекдотов, мифов, - отвечает Дмитрий Володихин. - А Ломоносов мыслился современникам как очень большая фигура. Сколько анекдотов о Петре Великом, Иване Грозном! Ломоносов встал в один ряд с государями в своей значимости. А что касается документов, то середина 18 века - эпоха, документированная неплохо, но я совершенно уверен, что в архивах еще лежат документы, которые помогут уточнить биографию Ломоносова. В советское время старались в истории России поднимать те фигуры, которые имели демократическое происхождение, - крестьянское, казачье, рабочее, которые проявляли оппозиционность к власти. Эти моменты сильно преувеличивали, утрировали для того, чтобы сделать фигуру из прошлого более лояльной к настоящему, к советской России. Это происходило и с Ломоносовым. Но многие анекдоты о нем родились еще в 18 веке.

Юлия РЫЖЕНКОВА

ФАКТ

1 ноября 1761 года по случаю дня рождения И.И. Шувалова Ломоносов прислал ему неожиданный подарок - письмо "О размножении и сохранении Российского народа". После выхода журнальной публикации этого письма цензору "угрожали удалением от должности", цензурование журнала, где это было опубликовано, передали в другие руки. Распространение данной брошюры также было запрещено Министерством народного просвещения. Полностью этот труд был напечатан лишь в 1871 году, через 110 лет после его написания.

Ломоносов доказывает, что для увеличения количества рождающихся ("для обильнейшего плодородия родящих") необходимо:

1. Устранить браки между лицами несоответствующих лет;

2. Отменить "насильное" супружество, брак по принуждению;

3. Отменить закон, запрещающий жениться более трех раз;

4. Отменить пострижение молодых овдовевших священников и дьяконов в монахи, а мирянам запретить принятие монашества до 45 - 50 лет.

Для сохранения рожденных необходимо:

5. Учредить "богадельные домы" для приема внебрачных детей;

6. Бороться с болезнями новорожденных;

7. Устранить вредный обычай крестить младенцев в холодной воде;

8. Бороться с невоздержанностью русского народа и всеми мерами содействовать более разумному образу жизни, не отзывающемуся вредно на здоровье;

9. Бороться с болезнями путем организации надлежащей медицинской помощи;

10. Бороться, по возможности, с причинами смерти от моровой язвы, пожара, потопления, замерзания и т. д.

Ломоносов доказывал, что Великий пост у нас приходится "в самое нездоровое время года, что здесь не принята в соображение жестокая природа Севера". Он говорит о совершенном отсутствии по русским деревням врачей, "от чего смертность особенно увеличивается", о "частых и великих пожарах", о "драках в народе, разбоях, пьянстве", о притеснениях раскольников, о рекрутчине, от которой русские люди бегут за границу. Трактат показывает, как хорошо знал Ломоносов русскую жизнь.

"А"-СПРАВКА

Научные достижения Ломоносова

Создана молекулярно-кинетическая теория тепла.

Заложены основы физической химии.

Разработана технология изготовления цветных стекол.

Обнаружена атмосфера у Венеры.

Сконструировано и построено несколько принципиально новых оптических приборов, создана русская школа научной и прикладной оптики.

Сформированы основы теории электричества.

Впервые получена ртуть в твердом состоянии (в соавторстве с Иосифом Брауном).

Разработан летательный аппарат вертикального взлета - первый прототип вертолета.

Написаны пособия по риторике, которые стали первыми общедоступными руководствами по красноречию.

Написана "Российская грамматика" - основы и нормы русского языка, где Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание и произношение того или иного слова.

Осуществлена силлабо-тоническая реформа - способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определенном порядке, неизменном для всех строк стихотворения (совместно с Василием Тредиаковским).

Создан классический русский четырехстопный ямб, "тяжелый" полноударный и облегченный пропусками ударений.

Создан жанр русской торжественной (обращенной к правителям) и философской оды.

Впервые в России разработана педагогическая теория, методологической основой которой явилось разграничение науки и религии.

 Подробнее на сайте  http://www.solidarnost.org/thems/uroki-istorii/uroki-istorii_8459.html

Дизайн и программирование
N-Studio беременность, мода, красота, здоровье, диеты, женский журнал, здоровье детей, здоровье ребенка, красота и здоровье, жизнь и здоровье, секреты красоты, воспитание ребенка православное искусство, христианская живопись, христианские стихи, книги скачать, христианская литература, плохие мысли рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок
© 2008-2024
Институт машиноведения 0,202