Он вернулся на Землю после своего двухмесячного космического путешествия. Сначала рассыпал по орбите сотни мелких кусочков, которые превратились в пыль и сгорели, а затем оставшаяся обугленная бесформенная масса упала где-то в океане, изрядно напугав землян, опасавшихся за свои головы и дома. Страх этот был не напрасен, потому что никто не знал, где именно окажутся останки «Фобос-Грунта» - удивительного межпланетного аппарата, равному которому еще не было на Земле.
Эпопея «Фобос-Грунта» завершена. И теперь пришло время обдумать происшедшее спокойно, без излишних эмоций и всхлипов, которых было немало после неудачного пуска космического аппарата. Не вижу смысла повторять многочисленные обвинения в адрес ученых и специалистов, имеющих отношение к данному проекту, – проку от этого немного. Не буду призывать и к наказанию виновных, хотя такое мнение высказывал сам президент. Не стану «посыпать голову пеплом», мол, теперь пора прекращать исследования Марса, Венеры и остальных планет, так как «нам это не под силу…». Наконец, не хочу пополнять толпу тех, кто кричит о беспомощности нашей науки, свидетельством чего, мол, и стала катастрофа с «Фобос-Грунтом».
Пора успокоиться и трезво взглянуть на происходящее, в частности, в космической отрасли, которой мы по праву гордимся вот уже более чем полвека.
Ситуация, безусловно, тревожная. И тому немало причин.
Все аварии, происшедшие в минувшем году, связаны с техническими «бобами» (именно так называли в прошлом погрешности в технике и ошибки при пусках). Уровень контроля резко снизился. Плюс к этому сказывается и деградация промышленности в целом. Остаться в стороне от этого процесса космическая отрасль не может, так как тысячами нитей связана с разными предприятиями всех отраслей. К сожалению, Россия уже не может создавать собственную электронику, некоторые приборы и сверхточную аппаратуру. Их приходится закупать за границей, чтобы устанавливать на наши спутники Земли и ракетные комплексы. Понятно, что самое современное нам не продают, и хотя наши так называемые менеджеры пытаются убедить нас в обратном, их утверждения, мягко говоря, лживы. На самом деле в стране создана порочная система «конкурсов», которая по идее должна способствовать конкуренции, а на самом деле подменяет ее коррупцией и опять-таки деградацией техники. Ведь выигрывают такие конкурсы не лучшие, а те, кто ближе стоит к чиновникам и кто предлагает «откаты» крупнее. Доказательств особых не требуется, достаточно привести всего одну цифру - за 20 последних лет уровень машиностроения снизился в стране в 120 раз!
К счастью, объявить «конкурс» на создание такого межпланетного аппарата, как «Фобос-Грунт», невозможно. И не только потому, что денег не хватит, но и потому, что специалистов столь высокой квалификации уже не найти – и не только в России, но и в мире. Их очень мало, потому что именно на их долю выпала судьба создавать то, чего еще не было. А первопроходцев всегда единицы.
Я попытаюсь защитить тех, кто потратил много лет на создание «Фобос-Грунта», кто отдал этому проекту свой талант, энергию, мастерство. Дело в том, что для осуществления проекта потребовалось создать десятки новейших технологий, материалов, искать принципиально новые конструкторские решения. Космонавтика тем и хороша, что она не знает повторов, что она нуждается в новой технике, в современной аппаратуре, которой раньше не существовало. Космонавтика – это творчество, и именно поэтому она привлекала талантливых людей.
Недавно мне подарили два тома, в которых рассказывается о проекте «Фобос-Грунт». Первый посвящен техническим аспектам проекта, второй – научной аппаратуре и приборам. Как инженер в прошлом, могу лишь подтвердить: проект изобилует оригинальными решениями, новшествами и нестандартными подходами к сложнейшим проблемам. Познакомившись с этим документом, я в полной мере ощутил, сколь велика беда, случившаяся на орбите в ноябре 2011 года, когда «Фобос-Грунт» не ушел к намеченной цели. Без сомнения, это был научный и технический рывок России. Однако из-за аварии разгонного блока и сбоя системы управления это достижение представилось общественности как крупная неудача.
Аварии в космосе случались всегда. Иногда их причины были случайными и нелепыми. Как и с «Фобос-Грунтом». Думаю, происшедшее не сможет остановить развитие нашей космонавтики. А чтобы этого не случилось, надо готовить к пуску новый «Фобос-Грунт». Да, я не оговорился: только успешный пуск станции к спутнику Марса сможет вернуть уверенность и ученым, и специалистам, которые в стране занимаются исследованием космоса. Если правительство пожалеет средства на создание нового аппарата, то вся наша космонавтика, как мне представляется, окажется в таком же положении, как «Фобос-Грунт», который так печально вернулся на Землю.
Владимир ГУБАРЕВ, научный обозреватель «Нового вторника», лауреат Государственной премии СССР.