Все новости 2024
Все новости 2023
Все новости 2022
Все новости 2021
Все новости 2020
Все новости 2019
Все новости 2018
Все новости 2017
Все новости 2016
Все новости 2015
Все новости 2014
Все новости 2013
Все новости 2012
Все новости 2011
Все новости 2010
Все новости 2009
Все новости 2008
Об институте
Основные направления исследований
Дирекция
Ученый совет
Научные сотрудники
Службы института
Устав института и нормативные документы
Система менеджмента качества
Конкурс на замещение вакантных должностей
Контактная информация и реквизиты
Национальный проект "Наука и университеты"
Испытательный центр
ИЦ в системе «Наносертифика»
Лаборатория объемного и поверхностного деформирования
Лаборатория неразрушающего контроля
Лаборатория микромеханики материалов
Лаборатория технической диагностики
Лаборатория конструкционного материаловедения
Лаборатория деформирования и разрушения
Лаборатория системного моделирования
Лаборатория прикладной механики
Лаборатория механики деформаций
Сектор нелинейной вихревой гидродинамики
Сектор новых материалов и технологий
Сектор информационных технологий
Отдел механики транспортных машин
Общая информация
Специальности
Состав совета
Объявления и авторефераты
Контактная информация
Специальности до 2015 года (архив)
Состав совета до 2015 года (архив)
Защита диссертаций до 2015 года (архив)
Общие сведения
Номенклатура научных специальностей по аспирантуре
Для поступающих в аспирантуру
Для аспирантов
Список аспирантов
Нормативная база
Монографии
Диссертации
Поиск по авторам
Поиск по публикациям
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 и ранее
Поиск разработок
Механика деформируемых тел, перспективных материалов и технологий, конструкций и сооружений
Автоматизированные системы измерения, неразрушающего контроля материалов и диагностики ресурса машин
Основы алгоритмического, программного и аппаратного обеспечения систем автоматического управления сложными объектами
Механика и процессы управления транспортных и тяговых машин
Поиск патентов и программ
Патенты Института
Зарегистрированные программы Института
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 и ранее
Поиск конференций
Планируемые и проведенные в Институте
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 и ранее
Доклады наших сотрудников (архив)
Полезные ссылки
Конкурс имени В.Л. Колмогорова
Конкурс имени Г.Л. Химича и В.М. Макарова
Объявления
Полезные ссылки
О библиотеке
Поиск поступлений
Монографии наших сотрудников
Система электронных библиотек (ИМаш)
Научные журналы (содержания номеров)
Другие библиотеки и издательства
Научные фонды
Архив 2011
Архив 2010
Архив 2009
Архив 2008
Архив 2007
Новости
О нас
Школы, семинары и конференции
Полезные ссылки
Новости
Дисконтная карта члена профсоюза
Общая информация
Документы
Полезные ссылки
Нормативные, правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
Методические материалы
Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
 
 Новости / 15.03.2013: Уроки болида, или возможна ли «метеорная независимость»?  Версия для печати   Карта сайта     Language По-русски По-английски
Наука и университеты
Год науки
МРДМК 2024

DREAM
ЦКП Пластометрия
 
Все новости 2024
Все новости 2023
Все новости 2022
Все новости 2021
Все новости 2020
Все новости 2019
Все новости 2018
Все новости 2017
Все новости 2016
Все новости 2015
Все новости 2014
Все новости 2013
Все новости 2012
Все новости 2011
Все новости 2010
Все новости 2009
Все новости 2008


15.03.2013: Уроки болида, или возможна ли «метеорная независимость»?

.... Вообще же за нерукотворные, природные космические объекты у нас «отвечают» ученые — астрономы, работающие в Академии наук, университетах и финансируемые гораздо скромнее. А директор Института астрономии РАН (ИНАСАН) Борис Шустов, выступая в Высшей школе экономики в Москве, авторитетно заявил: «Никакие технические средства, ни российские, ни западные, не «видели» Челябинский болид до его входа в атмосферу» (РИА Новости, 20 февраля). Потому что, во-первых, летел он со стороны Солнца и распознать его было нелегко в принципе, во-вторых, большинство современных телескопов ориентировано на поиск астероидов больше 100 метров в диаметре, данное же тело по оценкам специалистов было гораздо меньше. К тому же гигантская скорость полета таких тел (по разным данным от 20 до 30 км. в секунду!) делает их фиксацию крайне сложной задачей.


А вот то, что фундаментальная наука астрономия в целом и отношение к ней населения в России переживают не лучшие времена, на примере Челябинского болида выявилось однозначно и предельно ярко. …


Ближайшая к Челябинску и единственная на огромной территории от Казани до Иркутска астрономическая обсерватория, самая восточная в Европе — Коуровская. Расположена она в Свердловской области, на берегу реки Чусовой, входит в со- став Института естественных наук Уральского федерального университета (прежде — УрГУ) и является одной из немногих эффективно работающих университетских астрономических обсерваторий страны.


Вполне логично, что именно сюда обратились сотрудники МЧС сразу после челябинского взрыва за рекомендациями и комментариями. И получили информацию о том, что 15 февраля 2013 года в 07.23 по московскому времени над территорией Урала наблюдался полет и взрыв болида, и это явление чисто природное, а не техногенное. А также — что серьезных разрушений на Земле это событие повлечь не должно. Большего специалисты сказать просто не могли по вышеназванным причинам. И упрек в адрес астрономов — мол, «могли бы и предупредить» — на сегодняшний день не имеет смысла.


— Вообще-то мы ждали пролета около Земли открытого в прошлом году астероида 2012 DA 14, готовились к наблюдениям в ночь с пятнадцатого на шестнадцатое февраля, — рассказала вашему корреспонденту директор Ко-уровской обсерватории кандидат физико-математических наук Полина Евгеньевна Захарова. — Но и его увидеть не смогли — не было неба (то есть, на профессиональном языке, условий для наблюдений — А.П.). Зато коллеги из Благовещенска получили замечательный материал. Смотрите, как красиво летит…


Полина Евгеньевна показала небольшой фильм о движении астероида, присланный астрономами из Благовещенска, и добавила:


— Правда, если бы он отклонился от этой траектории, то мог натворить бед куда больших, чем челябинский болид…


Дальше наш разговор с директором, состоявшийся в ее университетском кабинете, вышел за рамки южноуральского происшествия, которое нынче не обсуждает только ленивый.


Прежде всего она показала еще одну картинку из фотогалереи НАСА, полученную предположительно японцами. На самом деле при желании любой может отыскать ее в Интернете ( //orbitaldebris.jsc.nasa.gov/ photogallery/beehives.html ), и она более чем наглядно представляет окружающую нас космическую природу (см. иллюстрацию вверху): планета Земля и вокруг нее на разных расстояниях — сотни, тысячи «небольших» (разумеется, по астрономическим меркам) небесных тел. Сам шар планеты буквально облеплен подобными телами, будто роем мошкары. Очень впечатляет.


— Это — только маленькая часть реальной картины, — прокомментировала Полина Евгеньевна.


— И как во всем этом ориентироваться?


— Пытаться это делать необходимо — не только в интересах науки, но и общей безопасности. Сейчас, например, мы занимаемся высоко- эллиптическими спутниками Земли — отслеживать их очень трудно. Те, что находятся на классической геостационарной орбите, — «легкие», а есть еще «бешеные». Есть обломки отработавших свое рукотворных спутников, есть спутники действующие и уже «мертвые». Чтобы хоть как-то контролировать все это, нужны современные приборы, и в этом отношении за последнее время Коуровская обсерватория после долгого перерыва сделала несколько шагов вперед. В 2007 году здесь благодаря грантам инновационно- образовательной программы появился азимутальный телескоп с диаметром главного зеркала 1,2 метра — третий по этому параметру в России. В 2008 установлен телескоп «Мастер-II Урал» — часть сети роботизированных телескопов, расположенных на территории от Благовещенска до Кисловодска и позволяющих организовывать почти непрерывный мониторинг многих астрономических объектов. С другой стороны, в Коуровке продолжает работать оборудование образца шестидесятых — начала семидесятых годов прошлого века…


— Насколько такая оснащенность соответствует мировому уровню? И можно ли вообще предупреждать или хотя бы контролировать явления типа челябинского болида? Есть ли какой-то реалистичный план? — интересуюсь у Полины Евгеньевны.


— По оснащенности от передового мирового уровня мы, безусловно, отстаем. Мировой уровень — это обзорный панорамный телескоп обсерватории на Гавайях с техническими характеристиками, существенно превышающими наши; это оборудование, установленное многими европейскими странами в горах Чили, где очень хороший астроклимат, то есть климат для астрономических наблюдений. Российская академия наук выходила с предложением к правительству об участии нашей страны в «чилийском проекте», но пока, насколько я знаю, результата нет. Есть еще множество орбитальных телескопов, работающих на космических аппаратах. Что касается плана, то его разработка требует междуна- родных усилий — в одиночку такие масштабы не освоит ни одна страна. В Институте астрономии РАН некоторое время назад была разработана концепция создания российской системы противодействия космическим угрозам — подчеркну, пока концепция, а не план. О ней знают все ведущие специалисты, политики, но пока дальше идеи дело не продвинулось. Скорее всего, всех смутила названная примерная стоимость системы — 58 млрд рублей. Но теперь, после челябинского взрыва о концепции начали широко говорить и обсуждать ее всерьез — появилась надежда, что она превратится в программу конкретных действий. Такая программа нужна всем, и МЧС в первую очередь. Кстати, 15 февраля специалисты этого министерства обратились в нашу обсерваторию впервые…


Поговорили мы и о других деньгах, в масштабах Вселенной вообще незаметных, но для российских астрономов, а значит, и для всех нас — с учетом значимости их занятий — жизненно важных. Полина Евгеньевна подчеркнула, что главным богатством обсерватории все-таки остаются люди, ее сотрудники. Я поинтересовался зарплатами этих людей. Ответ слегка ошеломил. Как выяснилось, старший научный сотрудник получает сегодня 7–8 тысяч рублей в месяц, если он кандидат наук — плюс еще три. Инженер исследователь — 5–6 тысяч. Конечно, бывают гранты, но большая часть их тратится на оборудование, среди самых же высокооплачиваемых работников в обсерватории нынче, оказывается — кочегары…


— Недавно они высказали свое недовольство зарплатой, а без котельной зимой в обсерватории делать нечего, — объяснила Полина Евгеньевна. — Пришлось поднять им зарплату до 15 тысяч.


Такая вот арифметика. Прямо какой-то обсерваторский минимум! И за эти деньги, которых скоро уже с трудом будет хватать на оплату жилья, люди продолжают традиции научных школ с мировым признанием, ведут исследования международного класса, да еще и выслушивают упреки в том, что «пропустили» болид… Настоящие подвижники-стоики! Но надолго ли их хватит?


Может быть, чиновникам от образования и науки вместе с «защитными» ведомствами подумать, как поддержать кадры, столь ценные не только для региона и страны, но и для всей планеты? Ведь обсерваторий в России, по-прежнему самой большой стране мира, особенно после распада СССР (многие находились в бывших союзных республиках) очень мало…


Но еще больше Полину Евгеньевну, искренне преданную своему делу, беспокоит падение уровня общего астро- номического образования в стране. А еще точнее — его отсутствие. Оказывается, курса астрономии в программах большинства российских школ нет уже несколько лет. Прекращена даже подготовка учителей по специальности «астрономия»! Многие, и автор в том числе, об этом слышали, но особого значению этому факту не придавали — как-то «пропал» он за жаркими дискуссиями окачестве и количестве преподавания школьникам истории и литературы.


А в это время у нас растет поколение людей без начальных представлений о Вселенной, поведении небесных тел, и челябинское событие убедительно это продемонстрировало.


— Все упорно говорят и пишут о метеорите, — разъясняет Полина Евгеньевна. — Но если бы люди имели первичную астрономическую подготовку, они бы знали: метеорит — это то, что прошло через плотные слои атмосферы и упало на Землю. При падении метеоритов остаются большие кратеры, воронки. В данном случае мы имеем дело с метеороидом — болидом, разорвавшимся на большой высоте на множество осколков, которые и «приземлились». Кроме того, простей- шие знания физики подобных явлений могли бы избавить челябинцев от многих неприятностей. Услышав мощный взрыв и увидев яркую вспышку, они должны были понять, что следом будет мощная ударная волна, и не подходить к окнам, а ложиться. Меньше было бы травм, порезов. Впрочем, это уже из элементарного курса гражданской обороны…


— Мы проводим множество просветительских экскурсий, постоянно работаем со школьниками, другими категориями населения, — говорит Полина Евгеньевна Захарова. — Но поймите, этого совершенно недостаточно… Понимаю — особенно когда еще раз просматриваю современные телепрограммы. С приставкой «астро» наиболее часто там фигурируют астрологические прогнозы, картам звездного неба места на телеэкранах практически нет. И даже еще недавно столь любимые детьми добрые старички звездочеты куда-то исчезают…


И пока это продолжается, подрастают россияне, которое просто не знают, что Земля вращается вокруг Солнца, Луна — спутник Земли, а Телец — не только астрологический символ, но и реальное созвездие из двухсот с лишним звезд…


Так возможна ли для землян, челябинцев в частности, метеорная, а также астероидная и «болидная» независимость? Вопрос слишком масштабный и трудноразрешимый, чтобы перестать быть риторическим.


Космический взрыв над Южным Уралом привлек к нему усиленное внимание, чем, несомненно, сыграл позитивную роль — кроме того, что дал богатую пищу для исследований «космическим материаловедам», метеоритной экспедиции УрФУ в частности. Кстати, ее работу наша газета освеща- ла задолго до того, как на нее обрушились десятки микро- фонов и телекамер самых разных СМИ (см., например, «Проникнуть вглубь метеорита», автор — М. Бычкова, «Наука Урала», апрель 2011 г. № 10, другие публикации).


Интересно также, что впервые о необходимости «космического щита» вокруг Земли на серьезном международном научном форуме заговорили опять же на челябинской территории, в закрытом городе Снежинске, куда в 1994 году приезжал отец водородной бомбы Эдвард Теллер с соотечественниками. Мы тоже подробно рассказывали об этом (см. «Космический щит: уже завтра?», автор А. Якубовский, «НУ», 1994 г, № 19– 20).


Наконец, совсем недавно почетный научный руководитель снежинского ядерного центра академик Е.Н. Аврорин в интервью нашей газете в связи с присуждением ему научной Демидовской премии сказал: «…если взять такую проблему, как астероидная опасность, единственный способ ей противостоять — ядерное оружие. Никакой другой силы не хватит, чтобы в случае необходимости разрушить или столкнуть с траектории угрожающий Земле крупный астероид» (см. «Академик Е.Н. Аврорин: «Потенциал атомного комплекса далеко не исчерпан», «НУ», № 3, 2013 г.).


Наша газета постарается и дальше следить за идеями ученых в этой области и их осуществлением — хочется надеяться, без форсмажорных обстоятельств и сенсационных поводов. Ясно осознавая, что все мы живем не только в своих домах, городах и странах, но и в реальном космосе, который столь же прекрасен, сколь и опасен. Причем опасность эта настолько серьезна, что в один миг может сделать бессмысленными все остальные…


Андрей ПОНИЗОВКИН

Дизайн и программирование
N-Studio беременность, мода, красота, здоровье, диеты, женский журнал, здоровье детей, здоровье ребенка, красота и здоровье, жизнь и здоровье, секреты красоты, воспитание ребенка православное искусство, христианская живопись, христианские стихи, книги скачать, христианская литература, плохие мысли рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок
© 2008-2024
Институт машиноведения 0,246