Все новости 2024
Все новости 2023
Все новости 2022
Все новости 2021
Все новости 2020
Все новости 2019
Все новости 2018
Все новости 2017
Все новости 2016
Все новости 2015
Все новости 2014
Все новости 2013
Все новости 2012
Все новости 2011
Все новости 2010
Все новости 2009
Все новости 2008
Об институте
Основные направления исследований
Дирекция
Ученый совет
Научные сотрудники
Службы института
Устав института и нормативные документы
Система менеджмента качества
Конкурс на замещение вакантных должностей
Контактная информация и реквизиты
Национальный проект "Наука и университеты"
Испытательный центр
ИЦ в системе «Наносертифика»
Лаборатория микромеханики материалов
Лаборатория технической диагностики
Лаборатория конструкционного материаловедения
Лаборатория деформирования и разрушения
Лаборатория системного моделирования
Лаборатория прикладной механики
Лаборатория механики деформаций
Молодежная лаборатория технологии материалов
Сектор нелинейной вихревой гидродинамики
Сектор новых материалов и технологий
Сектор информационных технологий
Сектор высокоэнергетической обработки материалов
Отдел механики транспортных машин
Общая информация
Специальности
Состав совета
Объявления и авторефераты
Контактная информация
Специальности до 2015 года (архив)
Состав совета до 2015 года (архив)
Защита диссертаций до 2015 года (архив)
Общие сведения
Номенклатура научных специальностей по аспирантуре
Для поступающих в аспирантуру
Для аспирантов
Список аспирантов
Нормативная база
Монографии
Диссертации
Поиск по авторам
Поиск по публикациям
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 и ранее
Поиск разработок
Механика деформируемых тел, перспективных материалов и технологий, конструкций и сооружений
Автоматизированные системы измерения, неразрушающего контроля материалов и диагностики ресурса машин
Основы алгоритмического, программного и аппаратного обеспечения систем автоматического управления сложными объектами
Механика и процессы управления транспортных и тяговых машин
Поиск патентов и программ
Патенты Института
Зарегистрированные программы Института
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 и ранее
Поиск конференций
Планируемые и проведенные в Институте
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 и ранее
Доклады наших сотрудников (архив)
Полезные ссылки
Конкурс имени В.Л. Колмогорова
Конкурс имени Г.Л. Химича и В.М. Макарова
Объявления
Полезные ссылки
О библиотеке
Поиск поступлений
Монографии наших сотрудников
Научные журналы (содержания номеров)
Другие библиотеки и издательства
Научные фонды
Новости
О нас
Школы, семинары и конференции
Полезные ссылки
Новости
Дисконтная карта члена профсоюза
Общая информация
Документы
Полезные ссылки
Нормативные, правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
Методические материалы
Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
 
 Новости / 18.12.2020: Бомба и академия. Президент РАН Александр Сергеев: Уроки выдающегося проекта нами недостаточно усвоены  Версия для печати   Карта сайта     Language По-русски По-английски
Наука и университеты
Год науки
МРДМК 2024

DREAM
ЦКП Пластометрия
 
Все новости 2024
Все новости 2023
Все новости 2022
Все новости 2021
Все новости 2020
Все новости 2019
Все новости 2018
Все новости 2017
Все новости 2016
Все новости 2015
Все новости 2014
Все новости 2013
Все новости 2012
Все новости 2011
Все новости 2010
Все новости 2009
Все новости 2008


18.12.2020: Бомба и академия. Президент РАН Александр Сергеев: Уроки выдающегося проекта нами недостаточно усвоены

Александр Михайлович, у многих современных читателей есть твердое убеждение, что "Росатом" - это государство в государстве, ему по плечу решать самые сложные задачи. Что он и доказывает с 40-х годов прошлого века, когда в созданных им секретных городах ковался наш атомный щит. Где здесь место академии?

Александр Сергеев: Давайте посмотрим. Не вдаваясь глубоко в историю атомного проекта, о котором написаны тома, сняты фильмы, напомню лишь некоторые ключевые моменты. Еще задолго до этого проекта в питерском Радиевом институте, а также в питерском Физтехе под руководством академика Иоффе велись работы по изучению атомного ядра. Они резко активизировались, когда в 1943 году была сформирована знаменитая лаборатория N 2 Академии наук СССР, которой руководил Игорь Васильевич Курчатов. А в августе 1945 года после бомбардировки американцами двух японских городов вышло закрытое постановление правительства. Его суть - СССР будет делать бомбу. Тогда лаборатория N 2 была преобразована в мощную научную организацию, при которой начал создаваться ядерный центр в Сарове, а она сама в 1955 году стала Институтом атомной энергии АН СССР, который сегодня работает как Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт".

То есть, говоря образно, академия породила и "Росатом", и Курчатовский институт. А потом они отделились от нее и ушли в свободное плавание. Уже не нуждаясь в опеке "родителя"?

Александр Сергеев: Не совсем так. На самом деле связь осталась, причем очень крепкая. Она заложена в самой сути создания прорывных проектов. Особенно в таких революционных, как атомная отрасль. Напомню, что с начала XX века бурно развивались ядерная и квантовая физика, плеяда выдающихся ученых уже начала получать Нобелевские премии. Хотя для всего мира эти работы представлялись какой-то страшной заумью каких-то высоколобых чудаков. Они писали мудреные формулы ради собственного удовольствия, не представляя, а зачем все это вообще нужно. Кстати, открывший атомное ядро лауреат Нобелевской премии Эрнест Резерфорд в свое время признавался, что не понимает, как применить это знание.
Все в корне изменилось в 1939 году, когда была опубликована работа двух немецких ученых об эксперименте по делению урана. Энергия вылетающих частиц оказалось гораздо больше той, что вызвала это деление.
Она берется из разрыва внутриядерных связей. Так был открыт абсолютно новый источник колоссальной энергии. И тут все словно прозрели, поняли, что впереди маячат и новая энергетика, и новое оружие. В странах принимаются закрытые оборонные программы. И у нас 1939 году группа Курчатова тоже подала в правительство предложение, как это явление можно использовать.
Вся эта ситуация очень показательна, она демонстрирует общие принципы, этапы жизни и развития науки. Вначале ученые что-то там "накопали", не представляя, что из этого может на практике получиться. Потом начинаются лабораторные исследования, которые зачастую не дают результата, на который рассчитывали, но иногда показывают что-то неожиданное. Так рождаются открытия, приводящие к практическим прорывам. В данном случае это выделение огромной энергии при делении ядра урана. И сразу же возник практический интерес. Приходят те, кто готов превращать результаты фундаментальных и поисковых исследований в реальные продукты. Не только создание бомбы, но другие прорывы в атомной отрасли происходили именно по такой схеме.

Можно привести еще примеры сотрудничества академической науки и "Росатома"?

Александр Сергеев: Их много, приведу лишь два. Оба связаны с важнейшими проблемами оборонки. Чтобы совершенствовать наш ядерный щит, ядерщики должны глубоко понимать, что происходит во время взрыва. Заглянуть внутрь заряда, посмотреть, как происходит процесс сжатия. Но как это сделать? Есть только один способ - рентгеновские лучи. Правда, не традиционные, а особые - с большой энергией фотонов и коротким импульсом излучения.
Источников такого излучения в стране не было. Но в Новосибирске фундаментальными исследованиями по ускорению частиц занимались ученые из Института ядерной физики Сибирского отделения АН СССР под руководством Г.И. Будкера, основателя и первого директора института. К нему и приехали ученые из ядерного центра Сарова. Началась работа, и в итоге из фундаментальных разработок родились ускорители электронов, излучение которых позволило увидеть весь процесс взрыва в заряде.
Второй пример связан с применением в атомной отрасли лазеров. За создание основ их функционирования в 1964 году советским ученым Н.Г. Басову и А.М. Прохорову, которые работали в Физическом институте АН СССР, а также американцу Ч. Таунсу присудили Нобелевскую премию. И в данном случае, как только фундаментальные исследования показали, что лазер способен концентрировать в пространстве гигантскую энергию электромагнитного излучения, сразу на пороге академических институтов появились практики с предложениями, где можно применить этот феномен. Один из вариантов сулил огромные перспективы. Речь о термояде. Имея огромную концентрацию лазерной энергии, вы можете сжимать каплю из дейтерия и трития, симметрично облучая ее поверхность лазерными лучами. Причем не просто инициировать термоядерную реакцию, а управлять ей. Для этого потребовались принципиально новые лазеры, которые сегодня уже создаются в нескольких странах, в том числе и в России.

Читал, что лазеры сыграли важнейшую роль и в ситуации с атомным оружием, когда в 1996 годы был введен запрет на любые испытания?

Александр Сергеев: Совершенно верно. Тогда на первый план вышли работы по моделированию с помощью таких лазеров процессов, которые происходят в зарядах. Это позволяет их совершенствовать, не проводя испытаний.

Конечно, это яркие примеры вклада Академии в атомную отрасль, очень эффективных взаимоотношений ваших институтов и ядерщиков. Но все это история. А сейчас ситуация кардинально иная. Реформа 2013 года нанесла академии сильнейший удар, в том числе серьезно изменила, а фактически понизила ее статус и возможность влиять на ситуацию в науке. Зато "Росатом" укрепляет свои позиции, он уже проникает во многие сферы экономики, где еще недавно не был особенно замечен, скажем, в создании новых материалов, работах по созданию суперкомпьютеров и т.д. При таких возможностях насколько он нуждается в помощи сегодняшней академии?

Александр Сергеев: А как вы считаете, если я вам скажу, что в прошлом году между РАН и "Росатомом" подписано соглашение о сотрудничестве по широкому спектру работ. И в таких уже традиционных сферах, как ядерная и термоядерная энергетика, безопасность, так и в новых - разработке суперкомпьютеров и новых композиционных материалов, ядерной медицине и т.д. О них известные ученые подробно расскажут на нашем форуме. Кстати, договор о сотрудничестве РАН и "Росатома" результат нашей совместной инициативы.
Каким бы, как вы выразились государством в государстве "Росатом" ни был, ему для движения вперед требуются научные прорывы, новые знания. Их может дать только фундаментальная наука. Только она может позволить себе выдвигать новые неожиданные версии, проверять их и отсекать, выдвигать новые. Таким очень тернистым путем, методом проб и ошибок двигаться к новому знанию. Затем его подхватывают практики и превращают в наукоемкие технологии.
Самая последняя программа, которую мы только сейчас начинаем совместно реализовывать, - создание новых композитных материалов, прежде всего полимерных композитов из углеволокна и углепластика. Они обладают уникальными свойствами, по прочности на порядки превосходят все, что известно сегодня. Например, жгут из такого волокна диаметром всего в 1 см2 может поднять самолет в 100 тонн. Такие материалы требуются во многих отраслях промышленности, их получение - суперактуальная задача. Увы, здесь мы пока отстаем от ведущих стран.
"Росатом" взял на себя создание и развитие этой отрасли. Он готов построить заводы. Но прежде академическая наука в наших институтах и университетах должна провести фундаментальные исследования и найти решения, как получить такие материалы с уникальными характеристиками. По этому направлению разработана комплексная научно-техническая программа, подготовку которой координировала РАН. То есть и в этом случае будет работать схема: от знаний - к применениям, о которой мы говорили. Иного не дано.

А насколько важно, что многие известные атомщики являются членами РАН?

Александр Сергеев: Крайне важно. Для нашей очень сложной работы нужны не только институциональные связи между самими организациями, но и между людьми. Так вот, являясь членами РАН, где действуют свои законы, правила, выработанные за 300-летнюю историю академии, мы как бы одна команда. Мы в одной связке. И это позволяет вести совместные работы, говорить на одном языке, понимать друг друга, находить компромиссы в сложных ситуациях, которые всегда возникают. В научных советах академии, где решаются важнейшие вопросы развития науки и техники, плечом к плечу работают лучшие ученые из РАН и ведущие специалисты "Росатома". С другой стороны, Научно-технический совет Росатома возглавляет академик РАН Георгий Николаевич Рыкованов, научный руководитель ядерного центра в Снежинске.

Читатель не поймёт, если не спрошу про только что закончившийся фильм "Бомба". Очевидно, его выход был приурочен к 75-летнему юбилею.

Александр Сергеев: По сути, это взгляд атомщиков, так изнутри они видели историю создания атомной отрасли. Кому- то некоторые аспекты фильма могли не понравиться, но историю не перепишешь, вот она у нас так сложилась. Один момент хочу отметить. Конечно, тогда была строжайшая секретность, но был и абсолютно творческий процесс, с правом на ошибки, без чего науки просто не бывает. Учеными никто не командовал, не указывал, что и как им делать в науке. Их спрашивали, что вам надо. И финансировали по полной программе для достижения результата, а не для поддержания процесса. Словом, создание атомной отрасли - это бесценный опыт решения очень масштабных задач, работы на конечный результат. Конечно, многое сейчас нам не подходит, что-то просто невозможно, от чего-то хотелось бы отказаться, но было много полезного и эффективного. Чему можно поучиться и применить. К сожалению, нынешняя ситуация и в нашей науке, и в экономике показывает, что эти уроки нами недостаточно усвоены.

Источник: https://rg.ru/2020/12/03/prezident-ran-uroki-vydaiushchegosia-proekta-nami-nedostatochno-usvoeny.html

Дизайн и программирование
N-Studio беременность, мода, красота, здоровье, диеты, женский журнал, здоровье детей, здоровье ребенка, красота и здоровье, жизнь и здоровье, секреты красоты, воспитание ребенка православное искусство, христианская живопись, христианские стихи, книги скачать, христианская литература, плохие мысли рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок
© 2008-2024
Институт машиноведения 0,48