Все новости 2024
Все новости 2023
Все новости 2022
Все новости 2021
Все новости 2020
Все новости 2019
Все новости 2018
Все новости 2017
Все новости 2016
Все новости 2015
Все новости 2014
Все новости 2013
Все новости 2012
Все новости 2011
Все новости 2010
Все новости 2009
Все новости 2008
Об институте
Основные направления исследований
Дирекция
Ученый совет
Научные сотрудники
Службы института
Устав института и нормативные документы
Система менеджмента качества
Конкурс на замещение вакантных должностей
Контактная информация и реквизиты
Национальный проект "Наука и университеты"
Испытательный центр
ИЦ в системе «Наносертифика»
Лаборатория микромеханики материалов
Лаборатория технической диагностики
Лаборатория конструкционного материаловедения
Лаборатория деформирования и разрушения
Лаборатория системного моделирования
Лаборатория прикладной механики
Лаборатория механики деформаций
Молодежная лаборатория технологии материалов
Сектор нелинейной вихревой гидродинамики
Сектор новых материалов и технологий
Сектор информационных технологий
Сектор высокоэнергетической обработки материалов
Отдел механики транспортных машин
Общая информация
Специальности
Состав совета
Объявления и авторефераты
Контактная информация
Специальности до 2015 года (архив)
Состав совета до 2015 года (архив)
Защита диссертаций до 2015 года (архив)
Общие сведения
Номенклатура научных специальностей по аспирантуре
Для поступающих в аспирантуру
Для аспирантов
Список аспирантов
Нормативная база
Монографии
Диссертации
Поиск по авторам
Поиск по публикациям
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 и ранее
Поиск разработок
Механика деформируемых тел, перспективных материалов и технологий, конструкций и сооружений
Автоматизированные системы измерения, неразрушающего контроля материалов и диагностики ресурса машин
Основы алгоритмического, программного и аппаратного обеспечения систем автоматического управления сложными объектами
Механика и процессы управления транспортных и тяговых машин
Поиск патентов и программ
Патенты Института
Зарегистрированные программы Института
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 и ранее
Поиск конференций
Планируемые и проведенные в Институте
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 и ранее
Доклады наших сотрудников (архив)
Полезные ссылки
Конкурс имени В.Л. Колмогорова
Конкурс имени Г.Л. Химича и В.М. Макарова
Объявления
Полезные ссылки
О библиотеке
Поиск поступлений
Монографии наших сотрудников
Научные журналы (содержания номеров)
Другие библиотеки и издательства
Научные фонды
Новости
О нас
Школы, семинары и конференции
Полезные ссылки
Новости
Дисконтная карта члена профсоюза
Общая информация
Документы
Полезные ссылки
Нормативные, правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
Методические материалы
Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
 
 Новости / 25.06.2010: Не вернуть, так приобщить  Версия для печати   Карта сайта     Language По-русски По-английски
Наука и университеты
Год науки
МРДМК 2024

DREAM
ЦКП Пластометрия
 
Все новости 2024
Все новости 2023
Все новости 2022
Все новости 2021
Все новости 2020
Все новости 2019
Все новости 2018
Все новости 2017
Все новости 2016
Все новости 2015
Все новости 2014
Все новости 2013
Все новости 2012
Все новости 2011
Все новости 2010
Все новости 2009
Все новости 2008


25.06.2010: Не вернуть, так приобщить

Не вернуть, так приобщить


     На первой в России международной конференции «Научная диаспора и будущее российской науки», которая открылась 24 июня в Санкт-Петербурге, обсуждали не только то, как вернуть на родину российских учёных. В центре внимания оказались другие вопросы: как наладить сотрудничество между теми, кто уехал, и теми, кто работает в России, как активизировать его и развить в области образования, научных исследований и обмена информацией.


   Конференция проходила в Европейском университете Северной столицы, куда приехали больше сотни учёных из России, США, Нидерландов, Германии, Великобритании и других стран. Многие отметили, что мероприятие получилось очень «живым» и динамичным. Если участники и задерживались на перерывах, то только из-за обсуждений друг с другом актуальных проблем, желания поделиться опытом с коллегами.



Грамотное приглашение


   Собравшиеся отметили, что ситуация в российской науке складывается тревожная – закрываются научные школы, из науки уходит молодёжь, падает уровень научного образования.


«Эту конференцию нужно было проводить 10–20 лет назад, а сейчас перед нами стоит задача, почти как в какой-то сказке, где нужно было превратить уху в аквариум. Мы ещё, правда, не в ухе, но где-то уже близко», – заметил в ходе дискуссии заведующий лабораторией теории представлений и вычислительной математики Санкт-Петербургского отделения Математического института им. В. А. Стеклова РАН Анатолий Вершик.


   Пока в госполитике России не поставлена задача возвращать учёных из-за рубежа так, как это делают, например, в Китае или Индии, все усилия будут тщетны. «В Китай за последнее время вернулось около 3 тысяч человек, там на это направлены усилия и государства, и вузов, – говорит Михаил Клименко, профессор School of Economics. – Например, глава одного из китайских университетов за год пригласил на работу из-за рубежа 200 учёных – это 10 процентов преподавательского состава данного учебного заведения. Также в Китае активно практикуют приглашение на работу одновременно 2–3 соавторов работ».



Одним талантом сыт не будешь


   По количеству англоязычных публикаций в 1999–2009 годах Россия занимала шестое место среди европейских стран, но в 2009 году она уступила его Нидерландам, переместившись на седьмую строчку. «Можно предположить, что в ближайшее десятилетие она переместится на восьмую строчку и займёт место после Турции», – отметил Михаил Соколов, доцент факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге.


   В то же время, по его данным, Россия содержит одну их самых дорогих наук. Так, публикация в Германии обходится в 1 миллион долларов, в России – в 780 тысяч долларов. Эти цифры получились в результате деления общего финансирования науки за 11 лет на количество публикаций за это время. Впрочем, присутствующие в зале с сомнением восприняли эту цифру: «Откуда такие деньги в России на науку?».


   За время дискуссии приводили в пример зарплаты российских учёных – например, в Курчатовском институте – от 5,4 до 11 тысяч рублей в месяц, да и получить грант – не так-то просто.


«Например, в области биомедицины в США есть порядка 50 тысяч грантов в год, а претендовать на них может около 30 тысяч учёных, работающих в этой сфере, – говорит Константин Северинов, профессор Rutgers University, заведующий лабораторией Института молекулярной генетики РАН. – По всей России едва ли наберётся 100 лабораторий, которые могли бы претендовать на гранты такого уровня. И какие бы русские ни были умные и талантливые, невозможно без денег победить американцев».



Деньги решают не всё


   Материальный аспект по-прежнему очень важен, но деньги – не всегда решающий момент для людей науки. «Есть много учёных, которые готовы жить на небольшие деньги, лишь бы заниматься наукой, – считает Фёдор Богомолов, профессор New York University. – Но их всё равно нужно поддерживать, эти люди очень важны для науки».


   Учёные хотят спокойно работать в стабильной стране, быть уверенными в завтрашнем дне. «Понятно, что современное оборудование необходимо. Но только закупить его и смонтировать – это ещё далеко не всё, что и можно наблюдать в Москве и некоторых институтах в других регионах страны, – отмечает Ирина Дежина, заведующая сектором экономики науки и инновационных процессов Института мировой экономики и международных отношений РАН.


   – Москву уже стали называть “кладбищем современного оборудования”. Его больше, чем людей, которые на нём могут работать и его обслуживать».


   Важный момент – бюрократия. Эта проблема затрагивает как тех, кто живёт и работает в России, так и живущих за рубежом: «Уровень бюрократии при подачи заявок на формирование лотов, процедуры оформления конкурсной документации и отчётности настолько высок, что учёным, работающим за рубежом, где заявка на финансирование может быть обоснована достаточно кратко, нет никаких резонов стремиться участвовать в российских конкурсах». По её мнению, те, кто уже сотрудничает с российскими учёными или ведомствами (в качестве экспертов, либо выполняя совместные проекты), успели испытать некоторое изумление от того бюрократизма, который сопровождает принятие любого решения.



Порочная практика


«Получить в Америке грант, действительно, легче, но “отработать” его значительно сложнее – там важна научная сторона: где ты будешь через 5 лет с точки зрения науки. В России получить грант очень сложно из-за бюрократии, а вот научная часть значительно легче, так что “баш на баш”», – смеётся Константин Северинов, профессор Rutgers University, заведующий лабораторией Института молекулярной генетики РАН.


   Он также отметил проблему нехватки менеджеров, способных управлять наукой: «В Америке моей лаборатории уже 14 лет, без меня она стала справляться уже через год. В России же моя лаборатория насчитывает 5 лет. Но так и не может работать без меня».


«Нужно развивать систему грантов, но тратить деньги не только на состоявшихся учёных, но и на аспирантов», – считает Ефим Зельманов, профессор математики University of California, San Diego.


«Если в США, получив грант, учёный должен кого-то нанять, то в России сложилась порочная практика: учёный работает сам, – говорит Александр Буфетов, профессор Departament of Mathematics, Rice University. – Таким образом, это способ заработка, а не развития науки».


«Одни отчёты по грантам у нас чего стоят! Помню, один учёный, отчитываясь за полугодие, написал: “теорема доказана на 50 процентов”, – добавил Михаил Гельфанд, заведующий лабораторией, заместитель директора ИППИ РАН по науке. – А что касается того, чтобы нанять людей, так и возможности такой часто нет, если ты не директор института, а рядовой завлаб».


Сетевой университет


   Последний вопрос, который обсудили учёные в первый день конференции, – это создание сетевого университета. «России нужен научно-технический университет мирового уровня, а не просто университет диаспоры, – говорит Николай Решетихин, профессор University of California. – Его цель – выпускать качественных специалистов на всех уровнях: бакалавров, магистров и т.д. При этом преподавательская деятельность должна сочетаться с исследовательской».


   Учёным ещё предстоит обсудить, будет ли университет исключительно сетевым (то есть работающим в Интернете), где планирует находиться его руководство, на какие средства он будет существовать.


«Основная трудность в организации такого учебного заведения – это известная в России тенденция к коррупции. Новый университет должен быть административно устойчивым в этом отношении», – отметил Николай Решетихин и предложил посмотреть на то, что сделали в Китае, и взять за образец. Конечно, нужны поправки на Россию, но в целом и схема развития науки и образования, и схема взаимодействия с диаспорой уже хорошо отработана в Китае. Впрочем, один университет вряд ли изменит ситуацию. В дополнение нужны другие меры, например, переаттестация профессорского состава ведущих университетов (внешней комиссией, в которой трудно переоценить роль учёных, работающих за рубежом) и повышение зарплаты лучшим профессорам.


Где основать такой университет? Один из вариантов – город на Неве.


 «Создание такой структуры привело бы к здоровой конкуренции с Санкт-Петербургским государственным университетом, – отметил Решитихин. – Мы все видели, как работают сейчас университеты в мире, и, возможно, конкуренция поможет учебному заведению выйти из сложившейся ситуации».


   Как ожидается, сегодня, 25 июня, учёные обсудят, в каких областях исследований есть потенциал для поддержания конкурентоспособности российской науки на мировом уровне и каковы возможные формы сотрудничества приехавших на конференцию учёных.



Справка STRF.ru: Страны с наибольшей долей зарубежных исследователей – Великобритания, Австрия, Бельгия, Дания и Нидерланды. По количеству кадров высшей квалификации, являющихся зарубежными учёными, работающими в стране, лидируют США, Канада и Швейцария


   По данным Национального научного фонда США, наивысшие индексы международного сотрудничества характерны для малых стран-соседей и стран-соседей с невысоким уровнем научного потенциала – Аргентина/Бразилия, Мексика/Аргентина, Австралия/Новая Зеландия, Дания/Норвегия, Финляндия/Швеция.


   Россия характеризуется высоким уровнем сотрудничества с ограниченным числом стран, среди них – Германия, США и Франция. На эти три страны приходится 65 процентов всех статей, написанных российскими учёными в международном соавторстве.


 Эльви Усманова специально для STRF.ru, фото автора

Дизайн и программирование
N-Studio беременность, мода, красота, здоровье, диеты, женский журнал, здоровье детей, здоровье ребенка, красота и здоровье, жизнь и здоровье, секреты красоты, воспитание ребенка православное искусство, христианская живопись, христианские стихи, книги скачать, христианская литература, плохие мысли рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок
© 2008-2024
Институт машиноведения 0,273