Все новости 2024
Все новости 2023
Все новости 2022
Все новости 2021
Все новости 2020
Все новости 2019
Все новости 2018
Все новости 2017
Все новости 2016
Все новости 2015
Все новости 2014
Все новости 2013
Все новости 2012
Все новости 2011
Все новости 2010
Все новости 2009
Все новости 2008
Об институте
Основные направления исследований
Дирекция
Ученый совет
Научные сотрудники
Службы института
Устав института и нормативные документы
Система менеджмента качества
Конкурс на замещение вакантных должностей
Контактная информация и реквизиты
Национальный проект "Наука и университеты"
Испытательный центр
ИЦ в системе «Наносертифика»
Лаборатория микромеханики материалов
Лаборатория технической диагностики
Лаборатория конструкционного материаловедения
Лаборатория деформирования и разрушения
Лаборатория системного моделирования
Лаборатория прикладной механики
Лаборатория механики деформаций
Молодежная лаборатория технологии материалов
Сектор нелинейной вихревой гидродинамики
Сектор новых материалов и технологий
Сектор информационных технологий
Сектор высокоэнергетической обработки материалов
Отдел механики транспортных машин
Общая информация
Специальности
Состав совета
Объявления и авторефераты
Контактная информация
Специальности до 2015 года (архив)
Состав совета до 2015 года (архив)
Защита диссертаций до 2015 года (архив)
Общие сведения
Номенклатура научных специальностей по аспирантуре
Для поступающих в аспирантуру
Для аспирантов
Список аспирантов
Нормативная база
Монографии
Диссертации
Поиск по авторам
Поиск по публикациям
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 и ранее
Поиск разработок
Механика деформируемых тел, перспективных материалов и технологий, конструкций и сооружений
Автоматизированные системы измерения, неразрушающего контроля материалов и диагностики ресурса машин
Основы алгоритмического, программного и аппаратного обеспечения систем автоматического управления сложными объектами
Механика и процессы управления транспортных и тяговых машин
Поиск патентов и программ
Патенты Института
Зарегистрированные программы Института
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 и ранее
Поиск конференций
Планируемые и проведенные в Институте
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 и ранее
Доклады наших сотрудников (архив)
Полезные ссылки
Конкурс имени В.Л. Колмогорова
Конкурс имени Г.Л. Химича и В.М. Макарова
Объявления
Полезные ссылки
О библиотеке
Поиск поступлений
Монографии наших сотрудников
Система электронных библиотек (ИМаш)
Научные журналы (содержания номеров)
Другие библиотеки и издательства
Научные фонды
Архив 2011
Архив 2010
Архив 2009
Архив 2008
Архив 2007
Новости
О нас
Школы, семинары и конференции
Полезные ссылки
Новости
Дисконтная карта члена профсоюза
Общая информация
Документы
Полезные ссылки
Нормативные, правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
Методические материалы
Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
 
 Новости / 25.11.2021: Преждевременные итоги научного года – иньервью с президентом РАН Александром СЕРГЕЕВЫМ  Версия для печати   Карта сайта     Language По-русски По-английски
Наука и университеты
Год науки
МРДМК 2024

DREAM
ЦКП Пластометрия
 
Все новости 2024
Все новости 2023
Все новости 2022
Все новости 2021
Все новости 2020
Все новости 2019
Все новости 2018
Все новости 2017
Все новости 2016
Все новости 2015
Все новости 2014
Все новости 2013
Все новости 2012
Все новости 2011
Все новости 2010
Все новости 2009
Все новости 2008


25.11.2021: Преждевременные итоги научного года – иньервью с президентом РАН Александром СЕРГЕЕВЫМ

«ЗНАНИЕ» – СИЛА!
– Александр Михайлович, признайтесь честно, в такой год государство наконец-то выделило вам квартиру в Москве как президенту РАН?

– Нет. Я всё так же снимаю хорошее жильё в служебном доме Академии наук…

– Простите, что перебиваю, но трудно представить себе легендарного академика и президента АН СССР Александрова, например, который бы ютился в Москве на съёмной квартире в Черёмушках. Собственно это говорит всё об отношении власти к науке.

– Тогда были другие времена. И другое отношение ко всем учёным, а не только к президентам академии. Кстати, в «наш» год дополнительного финансирования российской науки предусмотрено не было. Именной год был объявлен после принятия федерального бюджета. Как мы знаем, очень скромного. И к сожалению, опять отложено финансирование ряда важных научно-технических программ, подготовленных РАН.

– Квартир учёным не дали, денег тоже. Давайте тогда о других «положительных» итогах. Лично для вас: что самое главное было сделано?

– Назову два самых важных, на мой взгляд, события. Создание, точнее, возрождение российского общества «Знание». Они сейчас ищут новые формы работы, новые формы подхода к молодёжи. Мы вместе с ним запланировали ряд интересных мероприятий. Если это «Знание» не уйдёт в работу для галочки, то будет всё здорово и полезно для страны.

И второе важное для меня событие – открытие Национального Центра физики и математики в большом Сарове. Я его называю «Академгородок XXI века». Это открытая в отличие от малого Сарова территория, на которой будут построены комплексы установок megascience и развёрнуты исследования в самых современных научных направлениях – от физики высоких энергий и сверхсильных полей до искусственного интеллекта и нейронаук. Это станет точкой притяжения для учёных всего мира. По моей оценке, может стать главным научным проектом для страны в этом веке. А так событий, конечно, было много. И конечно, много ленточек перерезаем.

– И «Знание», и центр, и кванториум с «Сириусом» – это школы научного «олимпийского резерва». А где народные команды, если продолжать аналогию, где тот массовый спорт, который, как навоз, позволяет растить чемпионов? Простите, но это напоминает потёмкинские деревни. Мол, есть центр за 5 миллиардов, значит, есть и наука.

– Всё одновременно поднять нельзя. Без пилотов, без маяков, на которые надо ориентироваться, поднять ничего нельзя. В стране должна быть система подготовки научно-технической элиты, должны быть места, где учиться очень трудно! Как, собственно, и должно быть: учиться надо, выкладываясь на 100%, а не развлекаясь.

Я много общаюсь с преподавательским составом. Есть неудовлетворённость теми социальными лифтами, траекториями, которые должны приводить одарённых и мотивированных ребят в эту научно-техническую элиту. А ведь в 2030-е годы они придут на командные должности в стране, в науке, в образовании, в технологии.

И сегодня сложнейшая задача стоит: как отобрать таких, как вывести на эту траекторию, как сделать, чтобы они не уехали, не ушли в торговлю, не свернули с пути.

– Эти «точки роста», на ваш взгляд, вытянут будущую элиту из образовательного болота, в которое её загнали реформаторы типа Грефа и его Раковой, или болото их затянет?

– Настоящую элиту готовят если не с детского сада, то со школы точно.

В каком подчинении у нас школы? Не в федеральном, не в областном, в муниципальном. Уборка мусора тоже. У главы муниципалитета болит голова, как тепло в дома дать. Какие школы как точки роста?! Какие талантливые дети?! Минимум, который заинтересован в школах как кузнице научных кадров, это уровень области, края.

У нас есть 108 так называемых школ РАН, академики и профессора РАН там читают лекции, помогаем с учебными планами, конкурс туда. Года три назад предложили перевести их на губернский уровень и дать дополнительно небольшие деньги на «профориентацию». Бывший министр просвещения Ольга Васильева – за, губернаторы – за. Все за. Но ничего официально пока не сделано. Нормальные главы регионов их опекают неформально. Правда, некоторые из них уже ушли…

– Как ушли и наши, светлая им память, советские Учителя. Кто сегодня работает в школе? Сформировавшиеся в безвременные 90-е. Какое воспитание?! Какая наука?!

– Это гигантская проблема, согласен. Плюс учителя видят хорошие декларации о важности их миссии (нормальные зарплаты, льготы) и реальное положение дел. Если брать среднюю зарплату по школе: с окладом директора и замов, то все указы президента соблюдены. Если же взять чистые оклады учителей, да ещё в небогатых муниципалитетах, то где уж там! Приходится две ставки брать, а это огромная нагрузка.

Если вспомнить знаменитую фразу профессора географии из Лейпцига Оскара Пешеля о том, что «войну выиграл школьный учитель», то каково будет наше место в нынешней войне за технологии, а не за территории? Возможно, школы как точки «научного роста» – наш шанс если не выиграть сегодняшние войны, то хотя бы не проиграть их.

– «Они сражались за технологии»! А вот будут ли они сражаться за Родину – большой вопрос. Московский политех выселяют в Коммунарку из центра, Тимирязевку вновь собираются застроить, у РАН отбирают последнюю гостиницу, в которой учёные могут пожить за приемлемые цены. Студенты видят, что власть лицемерит, когда говорит, что стране нужны образование и наука. Стране нужна коммерческая застройка в широком смысле…

ИХ ПОСТРЕЛ ВЕЗДЕ ПОСПЕЛ
– Как говорили раньше, «книга – лучший подарок». Вам, академии точнее, подарили в тематический год немного денег на приведение российских научных журналов, ныне убогих, в божеский вид?

– Если в реальных цифрах с учётом инфляции финансирование науки не увеличивается, то откуда же брать средства на какие-то научные журналы?!

Вы назвали их «убогими», как ни горько признавать, но в отношении некоторых из них вы правы. Статьи, напечатанные в них, практически не цитируются. Но как они попали в такое состояние? От нас, учёных, финансовый блок правительства требует отчётности в виде статей, которые опубликованы в самых цитируемых научных журналах. То есть, получая российские рубли из бюджета в виде госзадания, мы отчитываемся перед российским правительством публикациями в преимущественно американских научных журналах. Это первое.

Второе. Так как «право первой ночи» у них, то, естественно, хороших публикаций в российской научной периодике становится меньше. И они опускаются в рейтинге. Из-за этого ещё меньше учёных отдают туда свои статьи. Замкнутый круг.

Третье. За издание наших журналов в России на русском языке платит государство. Но практически все российские академические научные журналы переводит, издаёт за рубежом и продвигает известный американский бизнесмен российского происхождения. Его интересы не всегда совпадают с интересами российской науки.

– Тут американец Шустерович и российское правительство на удивление солидарны! И, насколько мне известно, американский монополист Шустерович заставляет российских учёных (!) подписывать договор, по которому все права по распространению за рубежом их результатов переходят к нему! Даже теоретические работы по темам, которые потенциально можно использовать против нашей страны!

– Дополнительная проблема связана с тем, что издатель может по своему усмотрению расширять английскую версию за счёт включения работ нероссийских авторов, чтобы сделать журнал более продаваемым. Таким образом, теряется идентичность журнала, и в иностранной версии он вообще теряет российские корни.

Мы предлагаем исправить ситуацию и своими силами готовить качественные переводы и быструю публикацию российских научных журналов. Свежий номер должен выходить одновременно на двух языках: русском и английском. Причём в режиме open access – бесплатного для чтения и скачивания доступа.

Опыт некоторых стран показывает, что при этом рейтинг журналов пойдёт вверх, и лучшие статьи начнут вновь нести в наши журналы, что ещё более повысит рейтинг. Замкнутый круг, но уже не во вред, а на пользу стране.

Всё это – перевод сотен российских научных журналов, технические решения и прочее – стоит смешных по масштабам государства денег – порядка миллиарда рублей в год. С реальным результатом в виде роста популяризации и признания российской науки в мире и с сохранением за Россией прав на публикации российских учёных.

Больше двух лет мы стучимся во все двери с таким предложением, но видим пустые глаза и непонимание проблемы, что мы можем окончательно потерять отечественные научные журналы.

– У власти своё понимание проблем в российской науке. Часто в неумении работать обвиняют самих учёных, требуют от них «увеличить скорость инновационных разработок». Путают науку и инженерию.

– Вы правы в том, что здесь дело не только и не столько в учёных. В стране нет эффективной инновационной системы для превращения наших знаний в наши технологии. А просто так из фундаментальной науки за счёт самих учёных прибыль не извлечёшь.

Но мы всё-таки о Годе науки говорим. Хотелось бы, чтобы после его окончания об учёных не забыли, чтобы добрые слова материализовались в реальные дела, в уважение, в финансирование, а не просто посидели, поговорили и разошлись…

От автора. Довелось в тематический год прочитать официальное письмо чиновницы из Миннауки, в котором она требует назвать ей имя и отчество учёного по фамилии Персей, в честь которого названо первое научно-исследовательское судно Плавучего морского научного института! Эта дама не первый год руководит российской наукой. Под таким чутким руководством мы непременно ворвёмся в пятёрку ведущих научных держав.

Интервью проведено при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и Российской академии наук.

Разместила Анастасия Ибрагимова
Источник  https://scientificrussia.ru/articles/argumenty-nedeli-prezident-ran-am-sergeev-v-sssr-bylo-drugoe-otnosenie-k-ucenym

Дизайн и программирование
N-Studio беременность, мода, красота, здоровье, диеты, женский журнал, здоровье детей, здоровье ребенка, красота и здоровье, жизнь и здоровье, секреты красоты, воспитание ребенка православное искусство, христианская живопись, христианские стихи, книги скачать, христианская литература, плохие мысли рождение ребенка,пол ребенка,воспитание ребенка,ребенок дошкольного возраста, дети дошкольного возраста,грудной ребенок,обучение ребенка,родить ребенка,загадки для детей,здоровье ребенка,зачатие ребенка,второй ребенок,определение пола ребенка,будущий ребенок
© 2008-2024
Институт машиноведения 0,219